В воскресенье, 29 марта, в Иоанно-Богословском храме
собирали пожертвования в помощь погорельцам.
В поселке Мисцево сгорел большой дом.
Сгорел по вине двух женщин, матери и дочери,
накануне вечером устроившим себе последний
праздник, обе они были пьяны, и погибли в огне.
Что случилось у них в квартире, сейчас
сказать трудно, но пожар начался оттуда.
14 семей потеряли жильё и имущество,
среди них и прихожанка Троицкого храма в Мисцево,
в строительстве которого оказывали
помощь настоятель и прихожане
Иоанно-Богословского храма.
Социальная проблема или добровольное сумасшествие.
На днях произошла очередная из многочисленных трагедий связанных со злоупотреблением алкоголя - в подмосковном посёлке Мисцево сгорел многоквартирный деревянный дом при этом два виновника, точнее виновницы этой трагедии погибли, а 14 семей остались без крова над головой.
Пьянство страшно, но женское пьянство страшно вдвойне.
За последние десять лет отмечается рост заболеваемости алкоголизмом в России. Значительно увеличилось число женщин, страдающих алкогольной зависимостью (по официальной статистике за десять лет процент женщин вырос с 11,3 до 15,8%). Реальная ситуация гораздо более удручающая.
Особенностью женского алкоголизма является большая психологическая подоплека, чем у мужчин. Чаще всего у женщин пристрастие к алкоголю развивается на почве одиночества (вдовство, распад семьи), потери близких (смерть детей). Стрессам подвержены домохозяйки, которые ради семьи жертвуют работой, карьерой. Дети вырастают, муж пропадает на работе, начинает изменять жене. На этой почве возникает одиночество, чувство горького разочарования, обиды. Женщины гораздо более эмоционально реагируют на стрессовые ситуации, «погружаются в несчастье», и ищут немедленного разрешения, выхода из психотравмирующей ситуации, жаждут горячей поддержки и сочувствия. При отсутствии поддержки на помощь приходит алкоголь, который на начальных этапах употребления быстро приносит облегчение, дает ощущение эйфории. Кроме того, играет роль фактор доступности алкоголя.
Пристрастие к алкоголю у женщин формируется быстрее, чем у мужчин. Для родственников это часто остается незамеченным, так как из-за осуждения и неприятия обществом пьющих женщин, они стараются скрыть злоупотребление алкоголем, часто пьют в одиночку или в компании таких же «несчастных» подруг. Критика к своему состоянию полностью отсутствует. Родственники замечают проблему и обращаются к специалисту уже на развернутой стадии заболевания, когда пьянство носит запойный или ежедневный характер и сформирован абстинентный синдром. Выпивающая женщина может выглядеть старше своих лет (отёчность лица, мешки под глазами), говорить грубым, резким голосом, быть неопрятной. Характерны алкогольные изменения личности: лживость, неискренность, эгоистичность, грубость, раздражительность, агрессивность. Женщина пренебрегает семейными обязанностями, становится сексуально распущенной. Если женщина чувствует вину за пьянство, то, наоборот, становится подчеркнуто заботливой к близким, суетливой.
К сожалению, одиночное пьянство, не составляющее трагизма для семьи; опьянение, не вызывающее асоциального поведения (драки, скандалы); часто не главная роль в семье как материального обеспечителя - не побуждают близких столь активно, как при пьянстве отца или мужа, искать помощи специалистов.
Зачастую лечение женского алкоголизма, да и вообще алкоголизма в широком смысле не даёт желаемого эффекта. И дело тут в том, что корни пьянства и наркомании кроются глубоко в душе человека, болезни эти больше душевные, чем физические. Наркологи, конечно, делают своё дело, назначают препараты, применяют кодирование, психотерапию, но повторяю корни кроются в душе. А душу может излечить только Господь.
Слова пьянство и алкоголизм настолько прочно вошли в жизнь нашего общества, что зачастую мы даже не задумываемся, сколько боли, горя и страха стоит за этими понятием. Впервые о пагубных последствиях неумеренного употребления вина мы можем прочесть в Библии в истории праведного Ноя: «Ной начал возделывать землю и насадил виноградник; и выпил он вина, и опьянел, и лежал обнаженным в шатре своем» (Быт. 9:20-21). Но это было сделано человеком впервые и по незнанию. А уже через 2 тысячи лет в Притчах Царя Соломона мы сталкиваемся с полными скорби словами, обращенными к людям, которые страдают недугом пьянства: «У кого вой? у кого стон? у кого ссоры? у кого горе? у кого раны без причины? у кого багровые глаза? У тех, которые долго сидят за вином, которые приходят отыскивать вина приправленного. Не смотри на вино, как оно краснеет, как оно искрится в чаше, как оно ухаживается ровно; впоследствии, как змей, оно укусит, и ужалит, как аспид; глаза твои будут смотреть на чужих жен, и сердце твое заговорит развратное; и ты будешь, как спящий среди моря и как спящий на верху мачты. [И скажешь:] «били меня, мне не было больно; толкали меня, я не чувствовал. Когда проснусь, опять буду искать того же» (Притч. 23:29-35).
В настоящее время пьянство и алкоголизм приняли столь угрожающие формы, что их можно сравнить с вселенским бедствием. С чем же это связано? Существует огромное количество определений причин пьянства и алкоголизма, начиная от официозных и примитивных и кончая откровенно надуманными и искусственными. До недавнего времени в нашей стране бытовало следующее определение алкоголизма: «Алкоголизм - хроническое заболевание, обусловленное систематическим употреблением спиртных напитков. Проявляется физической и психической зависимостью от алкоголя, психической и социальной деградацией, патологией внутренних органов, обмена веществ, центральной и периферической нервной системы» (СЭС, с. 39). В наши дни взгляд на причины возникновения алкоголизма стал значительно шире, но в, то, же время и более запутанным. Например, Британская Энциклопедия так трактует данный вопрос: «Считается, что причины алкоголизма могут быть вызваны дурной наследственностью, неправильным питанием, нарушением эндокринной системы, латентной гомосексуальностью, воздействием экономической нестабильности, плохими социальными условиями или греховной природой» (Брит. Энц., 1996). В нашей стране в настоящее время среди врачей-наркологов распространена социально-этнографическая теория генезиса алкоголизма, основанная на эндокринных особенностях генетического характера в связи с климатическими и историческими условиями развития тех или иных народов. Все выше перечисленное многообразие взглядов на данную проблему не дает вразумительного ответа на вопрос, что же такое алкоголизм и как следует бороться с его распространением.
Прежде чем говорить о профилактике и лечении пьянства и алкоголизма, необходимо уточнить, что мы подразумеваем под этими терминами. Святоотеческая традиция определяет пьянство как «... - несчастье, над которым смеются, болезнь, над которою издеваются; произвольное беснование, которое хуже умопомешательства» (святитель Иоанн Златоуст). У святых отцов мы можем встретить множество высказываний по поводу пьянства, но практически не найдем никаких свидетельств об алкоголизме. Это и понятно. Проповедь святых отцов была обращена, прежде всего, к взрослым сознательным людям, способным отвечать за свои поступки. В этом случае наилучшим определением пьянства могут быть слова святителя Василия Великого, что «пьянство - это добровольно накликаемый бес, через сластолюбие вторгающийся в душу». От Ликино-Дулёвского храма св. апостола Иоанна Богослова довольно таки часто совершаются паломнические поездки в подмосковный город Серпухов в Высоцкий мужской монастырь к чудотворной иконе Пресвятой Богородицы «Неупиваемая Чаша», иконе этой дана от Господа великая благодать исцеления от недугов алкоголизма и наркомании.
Явление первообраза иконы Божией Матери «Неупиваемая Чаша» произошло в 1878 году. Один крестьянин Ефремовского уезда Тульской губернии, заслуженный отставной солдат, был одержим страстью пьянства. Он пропивал всю пенсию, все, что находил в своем доме, и дошел до нищенского состояния. От непомерного пьянства у него отнялись ноги, но он все продолжал пить. И вот однажды этот уже опустившийся человек видит необыкновенный сон. Перед ним предстал благолепный старец-схимник и сказал: «Иди в город Серпухов в монастырь Владычицы Богородицы. Там есть икона Божией Матери «Неупиваемая Чаша», отслужи перед ней молебен и будешь здоров душой и телом».
Не владея ногами, не имея посторонней помощи, без всяких средств, крестьянин не рискнул пуститься в дальнее путешествие. Благолепный старец явился ему снова, но тот все еще не решался выполнить услышанное. Старец явился ему в третий раз и уже настолько грозно приказа исполнить повеление, что несчастный пьяница немедленно на четвереньках отправился в путь. В одном селении он остановился на ночлег. Сердобольная старушка-хозяйка, чтобы облегчить боль растерла ему ноги и уложила на печь. Ночью путник почувствовал приятное ощущение в ногах, попробовал встать и, хотя очень слабо, мог удержаться на них. На следующую ночь ему стало еще легче. Так, опираясь сначала на две, а потом на одну палку, он добрался до Серпухова. Придя в женский Введенский Владычный монастырь, страждущий рассказал о своих сновидениях и попросил отслужить молебен. Но никто в монастыре не знал иконы Божией Матери с таким наименованием. Тогда кому-то пришла мысль: а не эта ли икона с изображением Чаши висит в проходе из соборного храма в ризницу. Каково же было удивление всех, когда на обратной стороне иконы действительно увидели надпись: «Неупиваемая Чаша»! В явившемся ему схимнике он узнал старца Варлаама — строителя этого монастыря. Новообретенныи образ был перенесен в храм и перед ним совершен молебен. Из Серпухова бывший пьяница возвращался совершенно здоровым. Он получил не только исцеление больных ног, самое главное — он перестал испытывать непреодолимую тягу к губительной чаше вина.
Скоро эта благая весть вышла за стены обители, и к новоявленному образу стало стекаться множество богомольцев из города Серпухова, его пределов, а также из более дальних мест. Одержимые страстью пьянства, их родные и близкие стремились вознести свои молитвы к Богоматери об исцелении от недуга, и многие приходили уже для того, чтобы возблагодарить Владычицу за оказанную им милость.
Копия чудотворной иконы «Неупиваемая Чаша» находится также в правой угловой часовне храма св. апостола Иоанна Богослова в г. Ликино-Дулёво.
ВЛАДИМИР КОПРОВ 28 марта 2009 г.