Храм Иоанна Богослова, город Ликино-Дулево
Яндекс.Метрика
Апрель 2009 года
27-го марта настоятель Иоанно-Богословского храма протоиерей Олег Пэнэжко освятил Ликино-Дулёвскую инфекционную больницу.
Когда мы (отец Олег, группа певцов правого хора и автор, алтарник Максим) приехали, персонал больницы радушно нас встретил. Сотрудники больницы позаботились о нас, они приготовили всё для совершения чина освящения здания. Больница большая, но радует то, что больных в ней мало.
После освящения, в приятной обстановке сердечной беседы с персоналом больницы, среди работников больницы мы увидели знакомые лица - прихожан Иоанно-Богословского храма, отцом Олегом всем присутствовавшим на освящении были вручены на молитвенную память образки Покрова Пресвятой Богородицы.
Хочется выразить благодарность главному врачу больницы Суховой Ольге Константиновне за серьёзный подход к нравственным и духовным делам.     
алтарник Максим
В разгаре предпасхальные работы в Иоанно-Богословским храме. Как противопожарная мера, была проведена замена старой электропроводки в храме.
Идёт реконструкция главного входа в Иоанно-Богословский храм. Устроена новая более высокая кровля над галереей лестницы главного входа, идут работы по устройству сводчатого потолка, заменены окна и двери.
Статьи из приходской газеты "Ликино-Дулевское православное слово" за апрель 2009 г.
Благовещение
 
Благовещение - один из самых радостных, светлых дней в году, праздник, с которым связано светлое видение мира и жизни. Конечно, для так называемого научно-атеистического подхода к религии в евангельском рассказе о Благовещении, из которого вырос праздник, найдется особенно много поводов, чтобы говорить о «мифах и легендах». Разве это бывает, скажут позитивно мыслящие и рационально настроенные люди, чтобы ангелы являлись молодым женщинам и вели с ними разговоры? Неужели же верующие надеются, что люди XXI века, люди технологической цивилизации коммерческой и научной настроенности в это поверят, неужели верующие не понимают, как все это несерьезно, ненаучно, неправдоподобно? На эти вопрошания, насмешки, разоблачения верующий может всегда дать только один, все тот же ответ: да, увы, включить это в ваше плоское миросозерцание действительно невозможно; да, пока разговор о Боге и о религии ведется в плоскости химических опытов и экономических выкладок -- вы торжествуете легкую победу. Тут доказывать или отрицать что бы то ни было без помощи химии и математики нельзя. И на языке вашей науки, конечно, ничего не значат слова ангел, благая весть, радость, смирение. Но зачем ограничиваться религией? На этом вашем языке ничего не значит добрая половина слов вообще, и ведь как раз поэтому и приходится вам держать под страшным прессом и поэзию, и литературу, и философию, и вообще всю мечту человеческую. Вам хотелось бы, чтобы весь мир думал, как вы,-- о производстве, прибыли и экономических законах, о коллективах и программах. Но мир так не думает, и его нужно держать в железных рукавицах, чтобы он думал так, или, вернее, делал вид, что так думает. Вы говорите, все то, что мечта,-- неправда, потому что этого нет. Но на деле люди всегда жили, живут и будут жить мечтой, и все самое глубокое, самое нужное для себя выражать на языке мечты. Я не знаю, что такое ангел, я не могу на вашем языке объяснить, что произошло почти две тысячи лет назад в маленьком галилейском городе и о чем повествует Евангелие от Луки. Я думаю, что рассказ этот человечество никогда не забывало, что эти несколько строк воплотились в бесчисленном количестве картин, поэм, молитв, что они продолжали и продолжают вдохновлять. А это значит, конечно, что люди услышали в них что-то бесконечно важное для себя, какую-то правду, которую, по всей вероятности, иначе, как на этом детском, радостном языке выразить нельзя.
О чем эта правда? Что случилось, когда молодая женщина, почти девочка, услышала внезапно -- это удивительное приветствие: «Радуйся!» -- Ведь вот что сказал Марии ангел: «Радуйся!»
Мир наполнен воплями в печати и в кино о борьбе и соперничестве, ими хотят доказать, что путь к счастью лежит через ненависть. И во всех этих томах и фильмах ни разу не написано слово «радость», и люди даже не знают, что это такое. А вот та радость, о которой возвестил ангел, продолжает трепетать в мире и так же потрясать, так же волновать человеческие сердца. Войдите в храм в вечер под Благовещение. Дождитесь того момента в этой длинной службе, когда, после долгого ожидания, долгого нарастания хор начинает петь, так тихо и так божественно-прекрасно: «Архангельский глас вопиет Ти, Чистая,-- радуйся, и паки реку -- радуйся!» Прошли века, а мы все слышим этот призыв к радости, и радость теплой волной заливает наше сердце. Но о чем она? Конечно, -- и прежде всего, о самой этой женщине, образ которой наполнил собою мир, смотрит на нас с икон, стал одним из величайших и чистейших воплощений человеческого искусства, человеческой мечты. Верность, чистота, целостность, всецелая самоотдача, бесконечное смирение -- все то, что навеки звучит в ответе Марии ангелу: «Се раба Господня, буди ми по глаголу Твоему». Есть ли в мире что-нибудь выше и прекраснее, чем этот человеческий образ. Действительно, как поет Церковь, о Ней, о Пречистой и Благодатной, вечно «радуется всякая тварь». На ложь о человеке, на его редукцию к земле, к низменному и животному, на подчинение его безличным  законам  природы  Церковь отвечает образом Пречистой Богоматери, Той, к Которой, по словам русского поэта, всегда возносятся «от великой полноты сладчайшие людские слезы». Радость о том, следовательно, что тут преодолевается та ложь о человеке, которой все время наполняется мир. Этот образ всегда с нами, как утешение и ободрение, как вдохновение и помощь. Радость о том, что, глядя на него, так легко верить в небесную голубизну мира, в небесное призвание человека. Радость о Благовещении-- о благой вести, принесенной ангелом, что люди обрели благодать у Бога, и что скоро, скоро -- через нее, через эту никому неизвестную женщину, начнет совершаться тайна спасения мира: к ней придет Бог, и придет не в грохоте, не в страхе, а в радости и полноте детства, и через нее воцарится в мире Ребенок, слабый и беззащитный, но который навсегда, навеки сделает бессильными все силы зла. Вот, что празднуем мы на Благовещение, вот почему праздник этот всегда был и навсегда останется такой радостью, таким светом. Еще раз -- понять и выразить это в ваших категориях невозможно, ибо все ваше так называемое научное безбожие к тому как раз и сводится, что вы своевольно, безаппеляционно объявили несуществующим, ненужным и вредным целое измерение человеческого опыта, и объявили несуществующими все те слова и понятия, в которых он был выражен. Для того, чтобы говорить с вами на вашем языке, нужно предварительно спуститься в какой-то темный погреб, где не видно неба -- и потому оно отрицается, где не светит солнце -- и потому его нет, где все уродливо, грязно и темно, и потому отрицается красота, где невозможна радость, и потому все злые и грустные. Но если выйти из погреба и подняться, попадаешь в ликующий радостью храм, и там опять слышно: «Архангельский глас вопиет Ти, Чистая, радуйся, и паки реку: радуйся!» (по А. Шмеману)
О. Олег Пэнэжко
7 апреля - Преставление святителя Тихона, патриарха Московского и всея Руси.
 
Южный придел нашего храма освящен в честь святителя Тихона патриарха Московского и всея Руси, и в том же приделе помещена икона Святителя с частицей мощей. .
В книге М. Вострышева «Патриарх Тихон» приведена хроника событий последних месяцев жизни святителя.
В конце 1924 г. патриарх Тихон был освобожден из заключения. 59-летний патриарх Тихон, всю жизнь отличавшийся отменным здоровьем, почти ослеп и стал подвергаться обморокам. С него сняли стражу, предоставив умереть «собственной смертью». И, чтобы она пришла поскорее, каждодневно искусно издевались...Обретенная свобода не дала покоя главе Русской Православной Церкви. В газетах было объявлено, что трудящиеся могут не беспокоиться — следствие по делу «гражданина Беллавина» продолжается. За каждым шагом патриарха велось наблюдение, как и за близкими к нему людьми, вскрывались письма, шедшие на его имя через государственную почту, устраивались обыски. Верующие, опасаясь, что их архипастыря тайно увезут в темницу, не спускали с него глаз, днем и ночью в Донском монастыре толпился народ, надеясь, что, когда люди повсюду, Святейшего не посмеют тронуть...Патриарх продолжал почти ежедневно совершать богослужения в московских храмах. Однажды во время божественной литургии, когда архидиакон со словами: «Со страхом Божиим...» — вынес из царских врат святую чашу, один из двух высоких мужчин, выделявшихся своим полумонашеским одеянием, выхватил из-под одежды дубинку и с криком: «Тихон, мы убьем тебя!» — опустил ее на митрополита Петра, приняв его по ошибке за патриарха. К счастью, удар пришелся только по плечу...Негодяев вывели из храма и передали в руки милиции...26 ноября/9 декабря 1924 года в 20 часов 15 минут тремя выстрелами в упор из револьвера был убит его <патриарха> келейник, секретарь и телохранитель Яков Анисимович Полозов. Москвичи вспоминали покушение на патриарха, совершенное в день памяти первоверховных апостолов Петра и Павла 29 июня/12 июля 1919 года. Тогда при выходе архипастыря из храма Христа Спасителя женщина ударила его ножом в бок. Ее сумели задержать, и спустя четыре месяца Совнарсуд при участии знаменитого безбожника Красикова постановил обвиняемую «от наказания освободить и озаботиться помещением ее в условия, наиболее соответствующие ее психическому состоянию».
В январе 1925 года у патриарха участились приступы «грудной жабы». К тому же обнаружили, что неизвестные две ночи подряд пилили решетку на одном из окон его домика. Патриарха положили в частную лечебницу Бакуниных на Остоженке, а пока он будет лечиться, решили подыскать ему более спокойное жилище. Но и в больнице невозможно было скрыться от человека, которого патриарх полушутливо назвал «некто в сером» — от чекиста Е. А. Тучкова, устраивавшего ему длительные допросы, усевшись в большое кожаное кресло рядом с кроватью больного. Тучков выжидал момента, чтобы предъявить ослабевшему патриарху заготовленное его помощником М. Д. Соловьевым постановление об аресте «гражданина Беллавина», обвиняемого по статье 73 Уголовного кодекса за то, что глава Русской церкви «составлял сведения о репрессиях, применяемых Соввластыо по отношению церковников, пользуясь сведениями из недостаточно верных источников, имел целью дискредитировать Соввласть». Уже и примерная дата ареста стояла на бланке: «1925 г., марта...». Оставалось вписать день...Не ведавший о близившемся новом заточении патриарх помаленьку поправлялся...
25 марта/7 апреля, в день Благовещения Пресвятой Богородицы, в день начала нашего спасения, когда архангел Гавриил благовестил благодать Божию людям, Святейший патриарх Московский и всея России Тихон прослушал всю праздничную службу, прочитанную ему келейником, посетовал навестившим его духовным детям о своем недомогании из-за вырванного накануне зуба, что не позволило ему совершить праздничное богослужение в Богоявленской церкви в Елохове, и согласился для улучшения самочувствия на укол морфия. К вечеру Святейший стал сильно волноваться, глядя на свои ногти, — они почернели, вздохнул: «Скоро наступит ночь, темная и длинная». Все спрашивал, который час. Последний раз спросил в 23 часа 45 минут. Рядом с ним был образ Божией Матери, принесенный из расположенного поблизости Зачатьевского монастыря, — Пресвятая Богородица как бы звала его и благословляла его последние минуты.
В воскресенье, 29 марта, в Иоанно-Богословском храме
собирали пожертвования в помощь погорельцам.
В поселке Мисцево сгорел большой дом.
Сгорел по вине двух женщин, матери и дочери,
накануне вечером устроившим себе последний
праздник, обе они были пьяны, и погибли в огне.
Что случилось у них в квартире, сейчас
сказать трудно, но пожар начался оттуда.
14 семей потеряли жильё и имущество,
среди них и прихожанка Троицкого храма в Мисцево,
в строительстве которого оказывали
помощь настоятель и прихожане
Иоанно-Богословского храма.
 
Социальная проблема или добровольное сумасшествие.
 
На днях произошла очередная из многочисленных трагедий связанных со злоупотреблением алкоголя - в подмосковном посёлке Мисцево сгорел многоквартирный деревянный дом при этом два виновника, точнее виновницы этой трагедии погибли, а 14 семей остались без крова над головой.
Пьянство страшно, но женское пьянство страшно вдвойне.
За последние десять лет отмечается рост заболеваемости алкоголизмом в России. Значительно увеличилось число женщин, страдающих алкогольной зависимостью (по официальной статистике за десять лет процент женщин вырос с 11,3 до 15,8%). Реальная ситуация гораздо более удручающая.
Особенностью женского алкоголизма является большая психологическая подоплека, чем у мужчин. Чаще всего у женщин пристрастие к алкоголю развивается на почве одиночества (вдовство, распад семьи), потери близких (смерть детей). Стрессам подвержены домохозяйки, которые ради семьи жертвуют работой, карьерой. Дети вырастают, муж пропадает на работе, начинает изменять жене. На этой почве возникает одиночество, чувство горького разочарования, обиды. Женщины гораздо более эмоционально реагируют на стрессовые ситуации, «погружаются в несчастье», и ищут немедленного разрешения, выхода из психотравмирующей ситуации, жаждут горячей поддержки и сочувствия. При отсутствии поддержки на помощь приходит алкоголь, который на начальных этапах употребления быстро приносит облегчение, дает ощущение эйфории. Кроме того, играет роль фактор доступности алкоголя.
Пристрастие к алкоголю у женщин формируется быстрее, чем у мужчин. Для родственников это часто остается незамеченным, так как из-за осуждения и неприятия обществом пьющих женщин, они стараются скрыть злоупотребление алкоголем, часто пьют в одиночку или в компании таких же «несчастных» подруг. Критика к своему состоянию полностью отсутствует. Родственники замечают проблему и обращаются к специалисту уже на развернутой стадии заболевания, когда пьянство носит запойный или ежедневный характер и сформирован абстинентный синдром. Выпивающая женщина может выглядеть старше своих лет (отёчность лица, мешки под глазами), говорить грубым, резким голосом, быть неопрятной. Характерны алкогольные изменения личности: лживость, неискренность, эгоистичность, грубость, раздражительность, агрессивность. Женщина пренебрегает семейными обязанностями, становится сексуально распущенной. Если женщина чувствует вину за пьянство, то, наоборот, становится подчеркнуто заботливой к близким, суетливой.
К сожалению, одиночное пьянство, не составляющее трагизма для семьи; опьянение, не вызывающее асоциального поведения (драки, скандалы); часто не главная роль в семье как материального обеспечителя - не побуждают близких столь активно, как при пьянстве отца или мужа, искать помощи специалистов.
Зачастую лечение женского алкоголизма, да и вообще алкоголизма в широком смысле не даёт желаемого эффекта. И дело тут в том, что корни пьянства и наркомании кроются глубоко в душе человека, болезни эти больше душевные, чем физические. Наркологи, конечно, делают своё дело, назначают препараты, применяют кодирование, психотерапию, но повторяю корни кроются в душе. А душу может излечить только Господь.
Слова пьянство и алкоголизм настолько прочно вошли в жизнь нашего общества, что зачастую мы даже не задумываемся, сколько боли, горя и страха стоит за этими понятием. Впервые о пагубных последствиях неумеренного употребления вина мы можем прочесть в Библии в истории праведного Ноя: «Ной начал возделывать землю и насадил виноградник; и выпил он вина, и опьянел, и лежал обнаженным в шатре своем» (Быт. 9:20-21). Но это было сделано человеком впервые и по незнанию. А уже через 2 тысячи лет в Притчах Царя Соломона мы сталкиваемся с полными скорби словами, обращенными к людям, которые страдают недугом пьянства: «У кого вой? у кого стон? у кого ссоры? у кого горе? у кого раны без причины? у кого багровые глаза? У тех, которые долго сидят за вином, которые приходят отыскивать вина приправленного. Не смотри на вино, как оно краснеет, как оно искрится в чаше, как оно ухаживается ровно; впоследствии, как змей, оно укусит, и ужалит, как аспид; глаза твои будут смотреть на чужих жен, и сердце твое заговорит развратное; и ты будешь, как спящий среди моря и как спящий на верху мачты. [И скажешь:] «били меня, мне не было больно; толкали меня, я не чувствовал. Когда проснусь, опять буду искать того же» (Притч. 23:29-35).
В настоящее время пьянство и алкоголизм приняли столь угрожающие формы, что их можно сравнить с вселенским бедствием. С чем же это связано? Существует огромное количество определений причин пьянства и алкоголизма, начиная от официозных и примитивных и кончая откровенно надуманными и искусственными. До недавнего времени в нашей стране бытовало следующее определение алкоголизма: «Алкоголизм - хроническое заболевание, обусловленное систематическим употреблением спиртных напитков. Проявляется физической и психической зависимостью от алкоголя, психической и социальной деградацией, патологией внутренних органов, обмена веществ, центральной и периферической нервной системы» (СЭС, с. 39). В наши дни взгляд на причины возникновения алкоголизма стал значительно шире, но в, то, же время и более запутанным. Например, Британская Энциклопедия так трактует данный вопрос: «Считается, что причины алкоголизма могут быть вызваны дурной наследственностью, неправильным питанием, нарушением эндокринной системы, латентной гомосексуальностью, воздействием экономической нестабильности, плохими социальными условиями или греховной природой» (Брит. Энц., 1996). В нашей стране в настоящее время среди врачей-наркологов распространена социально-этнографическая теория генезиса алкоголизма, основанная на эндокринных особенностях генетического характера в связи с климатическими и историческими условиями развития тех или иных народов. Все выше перечисленное многообразие взглядов на данную проблему не дает вразумительного ответа на вопрос, что же такое алкоголизм и как следует бороться с его распространением.
Прежде чем говорить о профилактике и лечении пьянства и алкоголизма, необходимо уточнить, что мы подразумеваем под этими терминами. Святоотеческая традиция определяет пьянство как «... - несчастье, над которым смеются, болезнь, над которою издеваются; произвольное беснование, которое хуже умопомешательства» (святитель Иоанн Златоуст). У святых отцов мы можем встретить множество высказываний по поводу пьянства, но практически не найдем никаких свидетельств об алкоголизме. Это и понятно. Проповедь святых отцов была обращена, прежде всего, к взрослым сознательным людям, способным отвечать за свои поступки. В этом случае наилучшим определением пьянства могут быть слова святителя Василия Великого, что «пьянство - это добровольно накликаемый бес, через сластолюбие вторгающийся в душу». От Ликино-Дулёвского храма св. апостола Иоанна Богослова довольно таки часто совершаются паломнические поездки в подмосковный город Серпухов в Высоцкий мужской монастырь к чудотворной иконе Пресвятой Богородицы «Неупиваемая Чаша», иконе этой дана от Господа великая благодать исцеления от недугов алкоголизма и наркомании.
Явление первообраза иконы Божией Матери «Неупиваемая Чаша» произошло в 1878 году. Один крестьянин Ефремовского уезда Тульской губернии, заслуженный отставной солдат, был одержим страстью пьянства. Он пропивал всю пенсию, все, что находил в своем доме, и дошел до нищенского состояния. От непомерного пьянства у него отнялись ноги, но он все продолжал пить. И вот однажды этот уже опустившийся человек видит необыкновенный сон. Перед ним предстал благолепный старец-схимник и сказал: «Иди в город Серпухов в монастырь Владычицы Богородицы. Там есть икона Божией Матери «Неупиваемая Чаша», отслужи перед ней молебен и будешь здоров душой и телом».
Не владея ногами, не имея посторонней помощи, без всяких средств, крестьянин не рискнул пуститься в дальнее путешествие. Благолепный старец явился ему снова, но тот все еще не решался выполнить услышанное. Старец явился ему в третий раз и уже настолько грозно приказа исполнить повеление, что несчастный пьяница немедленно на четвереньках отправился в путь. В одном селении он остановился на ночлег. Сердобольная старушка-хозяйка, чтобы облегчить боль растерла ему ноги и уложила на печь. Ночью путник почувствовал приятное ощущение в ногах, попробовал встать и, хотя очень слабо, мог удержаться на них. На следующую ночь ему стало еще легче. Так, опираясь сначала на две, а потом на одну палку, он добрался до Серпухова. Придя в женский Введенский Владычный монастырь, страждущий рассказал о своих сновидениях и попросил отслужить молебен. Но никто в монастыре не знал иконы Божией Матери с таким наименованием. Тогда кому-то пришла мысль: а не эта ли икона с изображением Чаши висит в проходе из соборного храма в ризницу. Каково же было удивление всех, когда на обратной стороне иконы действительно увидели надпись: «Неупиваемая Чаша»! В явившемся ему схимнике он узнал старца Варлаама — строителя этого монастыря. Новообретенныи образ был перенесен в храм и перед ним совершен молебен. Из Серпухова бывший пьяница возвращался совершенно здоровым. Он получил не только исцеление больных ног, самое главное — он перестал испытывать непреодолимую тягу к губительной чаше вина.
Скоро эта благая весть вышла за стены обители, и к новоявленному образу стало стекаться множество богомольцев из города Серпухова, его пределов, а также из более дальних мест. Одержимые страстью пьянства, их родные и близкие стремились вознести свои молитвы к Богоматери об исцелении от недуга, и многие приходили уже для того, чтобы возблагодарить Владычицу за оказанную им милость.
Копия чудотворной иконы «Неупиваемая Чаша» находится также в правой угловой часовне храма св. апостола Иоанна Богослова в г. Ликино-Дулёво.
  ВЛАДИМИР КОПРОВ   28 марта 2009 г.
Домовая церковь при ИМТУ-история
Почти каждый год один из выпускников воскресной школы при Иоанно-Богословском храме или кто-нибудь из молодых прихожан храма, поступают учиться в Московский Государственный Технический университет. Некоторые наши ребята. привыкшие к церковной жизни, жаловались, что в этом прославленном вузе, некоторые выпускники которого и в советское время и во время перестройки приняли священный сан, духовная жизнь студентов - бедна.
Не так было в славной истории Императорского Московского высшего технического училища, в советское время ставшего МВТУ им. Баумана, а в наше время МГТУ.
Училище располагало собственным храмом, освященным 29 июня 1832 года святителем митрополитом Московским Филаретом (Дроздовым) в честь равноапостольной Марии Магдалины. В числе 174 предметов, преподававшихся в 1908-1909 учебном году в Училище. было и богословие. Священниками в храме Училища становились выпускники Московской Духовной Академии. 1-м был Александр Ильич Воскресенский, духовной писатель, рукоположенный во священника при освящении храма Училища. и в 1853 г. перешедший на служение в собор Василия Блаженного на Красной Площади. Новый священник Дмитрий Иванович Кастальский «духовный отец многих профессоров и преподавателей Училища. в том числе директора А.С. Ершова. Отец Дмитрий сотрудничал в журнале московский славянофилов «Москвитянине». Сын отца Дмитрия стал известным церковным композитором (Александр Кастальский). В 1874 г. настоятелем храма стал магистр богословия Василий Михайлович Славский. В храме Училища разрешили венчать студентов, сотрудников и педагогов. В храме преподаватели в присутствии ректора и священника давали присягу: «Обещаюсь и клянусь всемогущим Богом, пред святым Его Евангелием о том, что хочу и должен Его Императорскому Величеству самодержцу Всероссийскому, и его наследнику верно и нелицемерно служить и во всем повиноваться, не щадя живота своего...» В 1885 г. протоиерея В.М. Славского сменил Николай Сергеевич Виноградов, прослуживший в храме Училища до  1907 г. На его место был назначен его брат, протоиерей Александр Сергеевич Виноградов, церковный писатель, к сожалению скончавшийся 27 сентября 1908 г. На его место поступил сын, Сергей Александрович Виноградов, кандидат-магистрант МДА. В 1918 г. вышло постановление советской власти о закрытии домовых храмов при учебных заведениях. Храм был признан историческим памятником и избежал разорения.
В марте 1921 г. в нём отпевали «отца русской авиации» Николая Егоровича Жуковского. В 1923 г. иконостас, иконы и утварь храма были вывезены Музейным фондом, Металлофондом и Мосфинотделом. После запрещения сов. правительством преподавания богословия и служб в храме, постановлением Совета МВТУ от 2 сент. 1918 г. свящ. Сергий Виноградов был назначен помощником секретаря по студенческим делам, а с 23 февраля 1920 г. - управляющим делами Училища. В 1924 г. власти смещают о. Сергия с руководящей должности и назначают библиотекарем МВТУ. Тогда он переходит на должность главного библиотекаря Государственной Научно-Технической и Экономической библиотеки при научно-техническом отделе ВСНХ. После многих жизненных перипетий, отец Сергий был возведен в 1947 г., по принятии монашества, во епископа Житомирского. (по архидиак. С. Голубцову)
Студент МГТУ и алтарник Иоанно-Богословского храма решил попробовать восстановить храм при Училище.
 
Домовая церковь при МГТУ имени Н.Э. Баумана. Решён ли вопрос о её восстановлении?
Московский государственный технический университет имени Н.Э. Баумана – один из элитных вузов страны и Европы. Он имеет долгую историю своего существования, хранит давние традиции. Главное здание этого древнего высшего учебного заведения является не только частью Слободского дворца, отстроенного после пожара в 1812 году известным московским архитектором Д.И. Жилярди, но и историческим памятником России. В центральной части дворца находилась домовая церковь святой равноапостольной Марии Магдалины. Говорят, в дореволюционное время в этой церкви велись службы, венчали студентов, отпевали отошедших от жизни преподавателей. Но наступил 1917 год – начало трудного времени для православия, для всего православного народа. В первые же годы правления большевиков домовую церковь закрыли, а имущество описали. И теперь в том самом помещении находится Учёный Совет.
Год назад, имея поддержку Студенческого Совета своего факультета, я решил обратиться к Ректору нашего вуза с просьбой о восстановлении домовой церкви святой равноапостольной Марии Магдалины. После сбора необходимой информации было составлено письмо на имя Ректора института от лица инициативной группы представителей Студенческого Совета факультета Робототехники и комплексной автоматизации МГТУ имени Н.Э. Баумана. В этом письме была прописана вся законность наших действий с юридической и моральной точек зрения, в нём были приведены, на мой взгляд, довольно веские аргументы «за» восстановление домовой церкви.
Случайности не случайны. Когда мы относили наше письмо в секретариат Ректора, мы столкнулись с помощником Ректора, который помог нам разобраться в данной ситуации, рассказал, что мы не первые, кто пытается восстановить церковь, предложил нам ещё раз продумать наши действия, дав понять, что все предыдущие попытки успехом не увенчались и что на благополучный исход рассчитывать не стоит.
Однако надежда теплилась. Неопределённость ситуации – согласиться ли Ректор помочь нам в решении нашего вопроса, поддержит ли он нашу инициативу – быть может, даже раззадоривала, придавала некий стимул идти дальше, до конца, несмотря ни на какие запреты. Юношеский максимализм давал о себе знать: хотелось добиться чего-то стоящего, достичь успеха в таком нелёгком деле.
После этой встречи с помощником Ректора мне пришлось столкнуться с самым, на мой взгляд, тяжёлым испытанием за время решения вопроса о восстановлении церкви, а именно с непониманием людей, на кого я рассчитывал, от кого до этого ощущал поддержку, с их, быть может, уже нежеланием вести, по их мнению, бессмысленный диалог с Ректором. Это по-настоящему начинало угнетать. Но лично я отступать был не намерен. Взялся за гуж – не говори, что не дюж.
После второй попытки мне казалось, вопрос сдвинулся с мёртвой точки. Помощник Ректора пообещал сделать всё от него зависящее, обещал проработать этот вопрос более чётко и более грамотно, подключить нужных людей, если это будет необходимо. Однако это был совсем не конец. Впереди меня ждали два месяца неопределённости, незнания, ведётся ли решения моего вопроса и, если ведётся, то какими темпами. Постепенно я начал сомневаться. Что, если Господь явно даёт мне понять не лезть в это дело, что это может закончиться не слишком благополучно? А вдруг наоборот, Он меня испытывает, проверяет, как далеко я готов зайти, готов ли к трудностям и насколько способен с ними справляться? Это заставляло волноваться, переживать.
Была середина мая. В поисках поддержки со стороны влиятельных, знающих людей я обратился к ответственному секретарю Всемирного российского народного собора О.В. Ефимову с просьбой дать совет, как поступить в сложившейся ситуации, стоит ли идти против нежелания Ректора заниматься восстановлением церкви. Олег Владимирович согласился нам помочь и даже предложил с ним встретиться. Но так как чёткого ответа Ректора до сих пор не последовало (меня всё кормили обещаниями, что он уже лично взялся за письмо, что он готов назначить мне личную встречу), я не мог принять помощь от секретаря ВРНС. Оставалось лишь ждать.
Встречи с Ректором так и не последовало. Неопределённость продолжала сохраняться. И, на мой взгляд, все эти переживания явились одной, к сожалению, из нескольких причин, по которым я сдал сессию не очень удачно.
2 июля 2008-го я получил официальный ответ Ректора на своё письмо. Конечно, это был отказ. Ректор привёл, как мне показалось, отнюдь не веские аргументы, которые при желании вполне можно было обойти. Я был не прочь пойти ещё дальше, обратиться за помощью в ВРНС, быть может, если понадобиться, и в другие организации. Но тогда я подвёл бы помощника Ректора. Ибо при последней нашей встречи у нас сложился неофициальный разговор, из которого я почерпнул довольно многое. Я узнал об истинном мнении о восстановлении церкви самого Ректора, его помощника, понял, что, обратившись куда-либо ещё за помощью, наживу себе проблем. Поэтому решил остановиться, прекратить заниматься этим вопросом. Пока.
Казалось бы, я так ничего и не добился, даже наоборот, зазря переживал, нажил проблем со сдачей сессии. Однако я предпочитаю смотреть с другой стороны. Я приобрёл опыт: опыт общения с влиятельными людьми, опыт такого мероприятия, как составление официального письма на имя «высоких» людей. Я считаю, это никогда не помешает. Так что в любом случае я остался в плюсе.
Евгений СОКОЛОВ
За неделю до праздника Святой Пасхи были закончены работы по перестройке главного входа в Иоанно-Богословский храм.
Были установлены новые, очень красивые двери и окна, которые пропускают гораздо больше света. Главная лестница как бы раздвинулась, свод над лестницей из плоского стал полукруглым, что придало лестничной галерее большую высоту и величественность.
Прихожане, работники храма и настоятель участвовали в уборке территории вокруг храма, а также мыли и чистили сам храм, воскресную школу, культурный центр и т.д.
Площадку перед Культурно-просветительным центром и территорию между храмом и дворцом культуры, а также между храмом и баней вычистили и убрали студенты МОКИТЭу из 108 группы: Артём Троицкий, Владимир Дерябин, Александр Дебов, Александр Щетнёв, Сергей Мансков, Артём Леднёв, Константин Саенко. С ребятами из МОКИТЭу в храм приходит и заместитель директора по воспитательной части Светлана Владимировна Евтеева.
В приписанном к нашему храму Казанском храме с. Запутное, нашими постоянными прихожанами из Давыдово Александром и Романом был поставлен иконостас.
Давние связи у прихода Иоанно-Богословского храма с Социальным приютом «Наш Дом». Ребята из приюта помогают в предПасхальной уборке территории храма, учатся в Воскресной школе, присутствуют на богослужениях, поют на молебнах. Младшая группа посещает храм со своим педагогом Л. Барабановой, старшая - со своими педагогами Н. Воробьевой и Е. Фирюлиной.
Настоятель и прихожане Иоанно-Богословского храма участвуют во всех значимых в жизни приюта событиях. Ребята из приюта - желанные гости на приходских Пасхальных и Рождественских утренниках, всегда присутствуют на представлениях приходской театральной студии.
К Пасхе этого года настоятель Иоанно-Богословского храма о. Олег благословил пожертвовать Приюту мешок муки, чтобы ребятам на праздничный стол поставили пироги, такие вкусные, какие умеют печь только приютские повара.
В канун Святой Пасхи фронтон фасада Культурно-просветительного центра им. Иоанна Кронштадтского был украшен орнаментом, подзором и названием центра, выполненными из стального листа методом плазменной резки.
У прихода Иоанно-Богословского храма сложилось плодотворное творческое сотрудничество с предприятием «АвтоПрин», специализирующимся на металлообработке и плазменной резке.
Поклонный Крест в память 120-летия образования прихода Иоанно-Богословского храма в местечке Дулёво, резная решетка в приходском музее, фонари и бра, освещающие территорию храма, а теперь и украшения фасада культурно-просветительного центра имени Святого праведного Иоанна Кронштадтского, - выполнены для Иоанно-Богословского храма по индивидуальным проектам.
Настоятель храма и прихожане сердечно благодарят коллектив предприятия и его директора Сергея Николаевича Васильева, и надеются на дальнейшее сотрудничество.
Зам. председателя приходского совета Е. Шалманов.
Новости театральной студии
В воскресенье, 19 апреля, на праздник Святой Пасхи ребята из театральной студии храма св. Апостола и Евангелиста Иоанна Богослова смогут порадовать зрителей двумя новыми постановками. Наше представление состоится в 2 часа в культурно-просветительском центре им. Иоанна Кронштадтского.
В первой небольшой интерактивной пьесе-сценке под названием «Открытый урок в воскресной школе» примут участие Максим Богатов, Анна и Марина Смирновы, Екатерина Крылова, Екатерина Иванникова, Андрей Родионов и режиссер Любовь Глушакова.
В этой пьесе-сценке мы с ребятами в игровой форме попробуем кратко обобщить те знания, которые даются на уроках в воскресной школе, более подробно и тщательно разбираются и анализируются. Конечно же, прозвучат выдержки из Священного Писания.
Про эту пьесу-сценку можно сказать, что готовилась она быстро, почти молниеносно, и, можно сказать, придумывалась и развивалась «на ходу». В предпоследнюю репетицию произошла частичная замена актерского состава. Вероятно, не все артисты выдерживают натиск репетиций в серьезные дни перед Светлой Пасхой. Поэтому и получается у нас импровизация, несмотря на то, что сама по себе импровизация – дело невероятно сложное и под силу не каждому артисту. Тем не менее, думаю, что все ребята рады, что у нас так сложилось и даже что-то получилось.
Более подробно о пьесе рассказывать не смысла, так как что можно рассказать об импровизации? Приходите и вы сами все увидите.
Тем более что эту пьесу-сценку мы покажем еще раз, через неделю, 26 апреля, на Красную Горку, в ДК ДФЗ. Время представления уточняется.
Также и в праздник Пасхи, и в Светлую Пятницу на празднике во дворце культуры завода Карболит в Орехово-Зуево, и на Красную горку будет показана и вторая наша небольшая постановка: пьеса о воскресении «Тюльпан и нарцисс», в которой примут участие наши детки Анна Смирнова и Максим Богатов «под присмотром» одной из мам Марины Смирновой. В пьесе прозвучит музыка П. Чайковского. Пьеса очень яркая, динамичная, несмотря на то, что актеры все время почти неподвижно находятся на сцене. Как может получиться динамика в статике? За счет четкого сюжета пьесы и состояния героев в предложенных обстоятельствах. Сюжет развивается в одном направлении. Как правило, мы обычно берем для исполнения более сложные пьесы, где прослеживается несколько сюжетных линий, которые в конце пьесы сплетаются в одну. Но в эту весну мы отступили от правил. Вероятно, причина проста: на более сложную пьесу пока не нашлось исполнителей. Действующие лица у нас есть, а вот с исполнителями … не очень удачно выходит. Опять же сошлюсь на огромную занятость предполагаемых артистов. И в связи с этим хочу сделать ОБЪЯВЛЕНИЕ о том, что в театральную студию при храме св. Апостола и Евангелиста Иоанна Богослова приглашаются все желающие различных возрастов и профессий, мужчины, женщины и дети. Занятия у нас проводятся, как правило, по воскресеньям примерно в 13 часов. Для того, чтобы записаться в театральную студию, необходимо обратиться в воскресную школу к Анастасии Запорожцевой. Мы будем очень рады!
 
Режиссер театральной студии при воскресной школе
Иоанно-Богословского храма
Любовь Глушакова.
В помощь говеющим в Культурно-просветительном центре открылась выставка книг.
 
Великий Пост - это время усиленной молитвы, как церковной, так и домашней, время - когда мы оставляем лёгкое чтение, выключаем телевизор, и обращаемся к Священному Писанию, творениям Святых отцов.
Пост это хранение уст, души от помыслов, хранение очей, борьба и победа над страстями, время покаяния.
Далеко не все знают, как правильно поститься, как вести себя в храме во время служб Великого поста, как вести себя в обществе людей неверующих, как поститься людям имеющим  хронические болезни, как избежать соучастия в сплетнях и пересудах, и не обидеть людей, с которыми встречаешься на работе каждый день - на эти и многие другие вопросы можно найти ответ в книгах, которые выставлены для широкого ознакомления с ними прихожан Иоанно-Богословского храма в Православном культурно-просветительном центре, выставка подготовлена библиотекарем приходской библиотеки Галиной Крупновой.
Предоставим ей слово. Пост - это время, которое дал нам Господь для очищения нашего тела и души от греховных страстей, время покаяния. Но не все верующие, и особенно те, кто недавно воцерковился, знают, как правильно поститься, что нужно для этого делать? Чаще всего, они советуются со знакомыми, но не всегда получают правильную информацию.. Чтобы помочь таким людям, в приходском Культурно-просветительном центре открылась выставка, цель которой - помочь нашим прихожанам разобраться в том, как правильно проводить время поста, как правильно говеть.
При нашем храме уже полтора десятка лет работает приходская библиотека, в которой собрано очень большое количество книг по различным вопросам православия. Книги выставленные на стендах -это малая часть православных книг, составляющих фонд нашей библиотеки.
Пост - время молитвы. В библиотеке много самых различных молитвословов, а также книг объясняющих как совершать молитвенное правило, и позволяющих понять смысл каждодневного молитвенного правила, понять смысл отдельных молитв. Православные верующие обязательно, каждый день читают Евангелие. Знание Слова Божия обязательно для каждого называющего себя христианином.  В приходской библиотеке есть Евангелия различных изданий. Евангелия с комментариями, с крупным шрифтом - для слабовидящих, Евангелия адаптированные для детей.
Большое значение в жизни каждого верующего имеет Псалтирь. Многие богослужебные тексты цитируют Псалтирь. По Псалтири молятся о здравии и о упокоении близких. В библиотеке есть книги, которые научат, как правильно молиться по Псалтири. Тексты Псалтири, написанные за много лет до Рождества Христова иногда трудны для понимания. В нашей библиотеке есть Толковая Псалтирь, т.е. Псалтирь с комментариями.
Многие Великим постом соборуются - в библиотеке есть книги рассказывающие об истории таинства, о духовном его смысле. Что такое соборование? Некоторые люди боятся приступать к соборованию, считая, что соборуют только перед смертью. Есть книги из которых можно узнать, как правильно готовиться к исповеди и причащению. В книгах вы найдёте и советы, как подготовить к исповеди и причастию детей.
Для многих начинающих христиан большой проблемой является приготовление постных блюд. Что есть постом? Книги нашей библиотеки познакомят вас с массой рецептов вкусной и здоровой постной пищи. Пост -это время телесного воздержания, но не менее важен духовный пост.  Пост- школа покаяния, и борьбы со страстями. Об этом книга преподобного Иоанна Лествичника - «Лествица».
В начале и в конце Великого поста -читаются великий покаянный канон преподобного Андрея Критского. Для лучшего знакомства с этим основным пособием для кающихся, есть издания Великого канона с параллельным русским текстом и комментариями.
Великим постом, в церкви часто читается покаянная молитва Ефрема Сирина. В библиотеке есть собрание трудов подвижника, а также труды многих других св. отцов, научающих нас вере и покаянию - Иоанна Сирина, преп. Макария Великого, Григория Паламы, Феофана Затворника, Игнатия Брянчанинова, и мн. других.
Православный американец, Серафим Роуз, в своей книге «Царский путь» писал: «Чтение книг не остается бесследным. Согласно духовному закону, читающий становится причастным духу написанного и духовности автора».
Галина Крупнова, библиотекарь
 
В канун Пасхи в Иоанно-Богословский храм была пожертвована фарфоровая икона Святого Апостола и Евангелиста Иоанна Богослова  для установки над дверью главного входа в храм.
В Великий четверг иконописец Николай Резчиков и его супруга Маргарита пожертвовали в Иоанно-Богословский храм икону Святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова, написанную иконописцем Николаем  на фарфоровой доске.