Храм Иоанна Богослова, город Ликино-Дулево
Яндекс.Метрика
Июнь 2009 года
           В Иоанно-Богословском храме продолжаются работы по реконструкции просфорной. В результате реконструкции площадь помещения просфорной увеличится вдвое.
Произведен ремонт кровли часовни мученика Уара и книжной лавки.
            В день Св. Троицы в празднично украшенном Троицком храме пос. Мисцево о. Олег провел праздничный молебен.
Полным ходом продолжаются восстановительные работы в храме Казанской иконы Пресвятой Богородицы в с. Запутное. Уже оштукатурены стены основного помещения храма, ведутся работы по укреплению свода и подпружных арок. На деньги собранные прихожанами куплены семисвечник, дарохранительница, евхаристический набор. Ведутся подготовительные работы по штукатурке свода главного зала храма.
Вышла новая книга о. Олега - «Вознесенская Давидова пустынь и храмы Чеховского района».
С 18 по 21 июня группа паломников из нашего храма посетила монастыри расположенные в Санкт-Петербургской епархии. Утром, 19 июня ликино-дулёвцы были уже у стен Успенского монастыря в г. Тихвине. Помолившись перед Тихвинской иконой Пресвятой Богородицы, посетив храмы монастыря, посмотрев на дом в котором родился русский композитор Н. Римский-Корсаков, паломники устремились в Введенско-Оятский монастырь. В монастыре, поклонившись могилам родителей преподобного Александра Свирского, крестьянам Стефану и Вассе (схимонаху Сергию и схимонахине Варваре), многие паломники три раза погрузились в воды св. источника. Вечером прибыли в Свято-Троицкий Александро-Свирский монастырь.  В монастыре паломники слушали братское правило с акафистами Богородице и преподобному Александру. Группы паломников из нашего храма уже не в первый раз посещают монастыри Санкт-Петербургской епархии, и к ним здесь привыкли. Настоятель монастыря игумен Лукиан, приняв в подарок от нашего прихода книги, выпущенные в Иоанно-Богословском храме, передал настоятелю и приходу тапочки с мощей преподобного Александра Свирского. После посещения Покровско-Тервенического монастыря с его чудотворной иконой Божией Матери и святым источником,  паломники повернули домой. Поездка была напряженной, и молитвенно и телесно, ведь между вышеназванными монастырями расстояние по две сотни, а то и побольше километров.
Статьи из газеты "Ликино-Дулевское православное слово" за июнь 2009 г.
День Святой Троицы
Христос вознесся с изъязвленной, раненной нашим грехом плотью Своей.  Непостижимым образом не только воскресший, но и вознесшийся Христос, вступивший в славу Божию, сидящий одесную Бога и Отца, несет на Своей человеческой плоти раны, которые Ему нанесены были человеческим грехом. Он все еще несет на Своих плечах человеческую немощь, и Воскресение Христово и Страстная седмица включены в тайну Триединого Бога, Святой Троицы. Вся скорбь земли, вся боль, весь ужас легли на Христа, но Он не сбросил их ни Воскресением, ни Вознесением Своим во славе. Христос остается Агнцем Божиим, закланным за спасение мира... И когда в день Святой Пятидесятницы - тот день, который мы празднуем как день Троицы Святой - Он посылает Своего Духа на учеников, на Апостолов, на Церковь, в мир весь, Он посылает Его нам как членам Тела Христова. Да, с одной стороны, мы - Тело Христово, живое, трепетное: измученное и изъязвленное за тысячелетия Тело Христово, по слову Павла, носящее на себе раны Спасителя, восполняющее в себе то, чего недоставало земной скорби и телесному страданию Христа; из столетия в столетие Церковь призвана быть Телом Христовым, ломимым во спасение человечества. И мы, как Тело это, как бы ни были недостойны этого, потому только, что мы - Христовы, потому что мы - Церковь, мы приобщены этому дару Святого Духа. Но Дух Святой сходит на нас не только потому, что мы уже, непостижимым образом, соединены со Христом, а и потому, что мы немощны, мы бессильны, мы греховны, и только сила Божия, совершающаяся в немощи человеческой, может нас спасти. Получаем мы Духа Святого не только как Тело Христово, но порознь и вместе как грешное общество и как грешники, отчаянно нуждающиеся в силе Божией для спасения нашего... И поэтому к празднику Святой Троицы мы должны готовиться особенным образом: мы должны прийти в немощи нашей, но со всей открытостью, со всей тоской по Боге, со всем голодом и со всей жаждой нашей о том, чтобы пришел Господь, чтобы ожила душа наша, чтобы изменилась жизнь наша... чтобы, когда мы будем петь Духу Святому призывную молитву: «Прииди и вселися в ны!» - это была бы молитва любви нашей к Богу, и чтобы немощь наша открылась Ему, как душа может открыться любви, радости. И тогда, как бы ни были мы греховны и немощны, мы сможем воспринять по-новому большую меру благодати, которая нас делает близкими Богу, Который вошел во славу в плоти, изъязвленной грехом нашим, неисцелевшей, потому что грех наш нами ещё не побежден.
Апостол Павел так пишет: «Духа не угашайте». Он предостерегает, чтобы зло не поработило нас: «Да никто на зло не отвечает злом». Вот что угашает Дух, вот что лишает благодати Святого Духа — когда мы на зло отвечаем злом. «Не будь побежден злом, но побеждай зло добром», — пишет апостол Павел. И мы должны в своей жизни руководствоваться этим. Мало ли кто делает нам неприятное, что-нибудь горестное или еще что-то. Нельзя давать нашим страстям захватывать нас так, чтобы затемнялось наше сознание, чтобы мы на зло отвечали злом. 
Как дивен наш Бог! С благодарностью к Нему, будет каждая наша мысль, каждый наш шаг. Мы, живущие так плохо, Им любимы. Он в нас верит, на все надеется и все силой Своей нам может дать, если только мы дадим Ему право, власть над нами, простор действовать свободно. Будем же готовиться благоговейно к приходу на нас Духа Святого.
Святой апостол и Евангелист Иоанн Богослов и дева Мария в Эфесе.
 
Эфес – крупнейшая азиатская митрополия Римской Империи, в конце 1 века н.э. стал важнейшим христианским центром, руководимым любимым учеником Господа Иисуса Христа, единственным, не покинувшим Спасителя во время Его страстей, тем, кому Христос на кресте поручил заботу о своей Пречистой Матери и в чьем лице, по толкованию свв.Отцов, усыновил Богородице весь род человеческий – святым апостолом и Евангелистом Иоанном Богословом. После казни в Риме первоверховных апостолов Петра и Павла и разрушения Иерусалима Титом именно эфесская церковь занимает первенствующее место в молодом христианском мире. Это далеко не случайно, если учесть значимость Эфеса в античном мире. Город был основан в 14-13 вв. до н.э. на Эгейском побережье малоазийского полуострова местными племенами хеттов, но к 10 веку был колонизирован греками, и с той поры всегда являлся опорой греческой культуры, несмотря на завоевания киммерийцев (7 в.до н.э.), лидийцев (560 г.до н.э.) и персов (547 г.до н.э.) и подчинение римлянам (133 г.до н.э.). 6 век до нашей эры – век расцвета Эфеса. В это время архитекторами Херсифоном и Метагеном возводится одно из семи чудес света – храм Артемиды; в Эфесе живут и творят поэты Каллинос, Гиппонакс и один из основателей классической греческой философии, представитель ионийской школы Гераклит – бывший царь-жрец, оставивший свою должность ради философии и променявший дворец на хижину в горах. Гераклитова мысль парила в заоблачной выси и спускалась в глубины тартара; лишь немногие были способны постичь ее среди мифологических метафор и сравнений. Сам Сократ, ознакомившись с его сочинением, сказал: «То, что я понял, превосходно. Думаю, что таково и то, что я не понял...». В философском наследии Гераклита интересно отметить учение о «логосе» - возможно, первой попытке  приближения античной философии к тайне другого Логоса – Сына Божия. А.Н.Чанышев пишет в «Курсе лекций по древней философии»: «Идея меры, столь характерная для античного мировоззрения, обобщена Гераклитом в понятии о логосе. Буквально логос – это слово. Но это не любое слово, а лишь разумное. Логос Гераклита – объективный закон мироздания. Это принцип порядка и меры. Это тот же огонь, но то, что для чувства выступает как огонь, для ума есть логос. Наделенный логосом огонь разумен и божествен». Замечательны слова Гераклита и о пакибытии: «Смерть – это все то, что мы видим, пробудившись».
Ионийскую школу философии, как и саму прекрасную Ионию, погубило нашествие персов; в 547 году до н.э. полководец царя Кира Гарпагос взял Эфес и прочие ионийские города; в 500 г. они взбунтовались против непомерной дани, и это событие известно, как «ионийская революция». Милетский тиран Аристагор повел свой отряд на Эфес, а оттуда объединенное ионийское войско пошло на Сарды – одну из трех столиц персидского царства, находившуюся близ Эфеса, и разрушило их. Шесть лет повстанцы доблестно сопротивлялись персидской карательной лавине, но с поражением флота все было кончено, Милет был разрушен, Эфесу повезло больше – но когда в 479 г. греки разбили персов при Платеях и Микале, ионийцы вновь восстали – в целом безрезультатно, хотя ряд островов обрел свободу, а Эфес получил относительно широкое самоуправление. Впоследствии город еще не раз принимал участие в греко-персидских и междоусобной афинско-спартанской Пелопонесской войнах то на одной, то на другой стороне, то выгодно и искусно балансируя между ними.
Свободу эфесянам от персов принес Александр Македонский. Что интересно, именно в ночь его рождения тщеславный безумец Герострат сжег эфесский храм Артемиды, чтобы таким образом прославиться. По древнегреческой вере, Артемида хоть и была девственницей, но помогала роженицам, и в истории остался замечательно-хитроумный ответ эфессцев на коварный вопрос, почему Артемида не сохранила свой храм от пожара. «Ее в ту ночь не было, - отвечали лукавые эфесяне, - она была занята – помогала разродиться Олимпиаде, жене македонского царя Филиппа». Кстати, когда Македонский предложил оплатить все работы по восстановлению храма Артемиды, гордые эфессцы отказались, политично сказав: «Боги богам храмы не строят». Тогда Александр повелел ту сумму, которую эфесяне платили персам в виде дани, перечислять отныне в пользу храма Артемиды. Архитектор Хирократ отлично справился с задачей восстановления храма.
После смерти Александра город не раз переходил из рук в руки в период «войн диадохов», т.е. наследников империи Александра. В 287 г.до н.э. им овладел Лисимах, в 281 – победивший его Селевк. В 262 г. при Эфесе сирийцы отбили вторжение галлов. При Антиохе Теосе (261-247 гг.до н.э.), который умер и был погребен близ Эфеса, Селевкиды утратили Эфес, завоеванный Египтом, но в 196 г. отвоевали его, правда, ненадолго: по Апамейскому миру 188 года город отошел к Пергамскому царству, в 133 г. аннексированному Римом. Присоединение к Риму спокойствия не принесло – в 80 г.до н.э. воевавший с римлянами царь Митридат взял город и вырезал всех римлян поголовно; митридатовы войска выбил из Эфеса Сулла (его внук Гай Меммий поставил в городе памятник деду и отцу, сохранившийся до наших дней). В 1 веке до н.э. Эфес посещали Цицерон, Антоний и Клеопатра. Император Август назначил Эфес столицей провинции Азия (к этому времени отстроенный римлянами Эфес уже входил в пятерку крупнейших городов Империи). Сюда-то между 37 и 44 гг. н.э. и пришли Иоанн Богослов и дева Мария – то есть раньше апостола Павла, прибывшего в Эфес с проповедью в 53 году. Следовательно, именно Иоанн Богослов посеял первые семена христианства в Эфесе, но к приходу Павла его в Эфесе уже не было – иначе Лука непременно отметил бы это в «Деяниях». Рассмотрим подробно, что нам известно о первом посещении Эфеса Иоанном Богословом и постараемся разрешить вопрос о пребывании в этом городе девы Марии.
Св.Димитрий Ростовский однозначно утверждает, что дева Мария пришла в Эфес с Иоанном Богословом, во-первых, по причине гонения от иудеев и царя Ирода, обезглавившего брата Иоанна Иакова (ок 44 г.н.э.), а во-вторых, потому что Эфес достался Иоанну по жребию, и далее, ссылаясь на авторитетнейшие источники – документы Эфесского Вселенского Собора, пишет: «Известие об отшествии пречистой Богоматери с Иоанном в Эфес происходит из послания Третьего Вселенского Собора в Эфесе (431 год) клиру Константинопольскому, в котором есть такие слова: «Несторий, злочестивой ереси изобретатель, в Эфес-град, в котором Иоанн Богослов и святая Дева Богородица Мария когда-то пребывали, от святых отцов и епископов собора на суд званный, сам себя отлучая, смущенный злою совестью, не дерзнул к ним придти, чего ради по троекратном вызове праведным святого собора и Божественных отцов судом осужден и от всякой священнической чести низложен». Из этих слов в данном послании, говорящих о том, что Иоанн Богослов и святая Дева Богородица пребывали некогда в Эфесе-граде, видно, что с Богословом Богоматерь ушла из Иерусалима, и некое недолгое время пребыла в Эфесе». Итак, Богоматерь действительно одно время жила в Эфесе, вместе с Иоанном Богословом, но затем вернулась с ним же и в Иерусалим, и до Успения своего жила в иоанновом доме. Роберто Джаньоли пишет: «Факт, что Дева Мария проживала в Эфесе, подтверждался также другими элементами: наличием церкви, посвященной Деве (построенной в период, когда канонический закон разрешал посвящать церковь какому-либо святому только в том случае, если тот жил или умер на данном месте) (имеется в виду строительство в Эфесе самого первого богородичного храма в 4 веке на месте мусейона; в этом храме и заседал Вселенский собор – Е.С.) и обстоятельством, что Экуменический совет (т.е. Вселенский собор – Е.С),  утвердивший догму о божественном материнстве Марии, состоялся именно в Эфесе». Таким образом, домик девы Марии в Эфесе, древнейшая часть которого датируется первым веком – отнюдь не выдумка турок; в 1961 г. католическая церковь признала его подлинность. Другой момент – это то, что утверждается, что дева Мария здесь и умерла. Традиция эта не новая, и существует не только в западном католическом мире, но и в восточном Православии, так что вопрос, на самом деле, до конца не решен. Епископ Кассиан (Безобразов) пишет: «С начала 50-х годов жизнь ап. Иоанна окутана мраком. Пробел в наших сведениях об ап. Иоанне продолжается до 90-х годов. Он не пополняется даже сказаниями о том попечении, которое ап. Иоанн, несомненно, имел о Пресвятой Богородице, будучи усыновлен Ей Господом на Голгофе… Дело в том, что, по одному преданию, Успение Пресвятой Богородицы, пребывавшей на попечении ап. Иоанна, имело место в Гефсимании, т.е. в Иерусалиме, а по другому преданию – в Ефесе. Несовпадение двух линий предания оправдывает наше утверждение, что до 90-х гг. жизнь апостола Иоанна теряется во мраке…Впрочем, когда Лука писал свою историю  - после 70 года и до 90-х гг, - ему уже было известно то влиятельное положение, которое занимал Иоанн, - вероятно, в Ефесе».
Тем не менее, св.Предание сообщает, что по успении Богоматери (в Иерусалиме) Иоанн вместе с учеником своим Прохором возвращается в Эфес, где обличил заблуждения язычников прямо в храме Артемиды – за что чуть не был побит камнями - и, согласно житию, сотворил много чудес. К нему, как сообщает св. Димитрий Ростовский, пришла Мария Магдалина, «… и там апостольски с апостолом спасению человеческому послужив, блаженным успением ко Господу преставилась, и положена была у входа в пещеру, в которой позже семь отроков уснули» (эта пещера и некрополь при ней находятся по другую сторону того холма, в который встроен эфесский театр). В 80 году Иоанн Богослов вместе с апостолами Филиппом и Варфоломеем посещает с проповедью знаменитый город Иераполис, в котором по отшествии Иоанна его спутники были распяты (Варфоломей затем был снят с креста живым). В 81 г. на римский престол вступает император Домициан, который первым из римских властителей объявил себя богом при жизни, и за то, что христиане не могли почитать его богом, воздвиг на них гонения. Иоанн был вызван на допрос в Рим, после чего сослан на остров Патмос. Именно там – по свидетельству Иринея Лионского, к концу правления Домициана (правил до 96 г.)) он пишет «Апокалипсис» - откровение Божие. Эта новозаветная книга начинается с обращения Господа к семи малоазийским церквям – и первая среди них – эфесская. Упоминаемые ангелы церквей – это не небесные существа, а вполне земные главы церковных общин.
«Ангелу Ефесской церкви напиши: так говорит Держащий семь звезд в деснице Своей, Ходящий посреди семи золотых светильников: знаю дела твои, и труд твой, и терпение твое, и то, что ты не можешь сносить развратных, и испытал тех, которые называют себя апостолами, а они не таковы, и нашел, что они лжецы; ты много переносил и имеешь терпение, и для имени Моего трудился и не изнемогал. Но имею против тебя то, что ты оставил первую любовь твою. Итак вспомни, откуда ты ниспал, и покайся, и твори прежние дела; а если не так, скоро приду к тебе, и сдвину светильник твой с места его, если не покаешься. Впрочем то в тебе хорошо, что ты ненавидишь дела Николаитов, которые и Я ненавижу. Имеющий ухо да слышит, что Дух говорит церквам: побеждающему дам вкушать от древа жизни, которое посреди рая Божия» (Апк. 2: 1-7).  Николаиты – презревшие свои тела даже до всеобщего разврата - упоминаются здесь не зря – Эфес страдал и от ереси гностиков, и от ереси Керинфа, разделявшего «человека Иисуса и Бога Христа» и о котором мы вспомним чуть ниже. Епископ Кассиан пишет: «Жизнь, бившая ключом в Ефесе, вела к скрещиванию разнообразных влияний (известно, что в Эфесе были иудейская синагога и храмы египетских божеств Сераписа и Исиды – Е.С.). Ереси были неизбежным следствием центрального положения Ефеса в жизни общекультурной и в жизни церковной. Есть и особая опасность высоты. Чем больше духовный успех человека, тем большим опасностям тонкого обольщения он подвергается. Этих опасностей не избежали и ефесские христиане». Освободившись с воцарением Нервы, Иоанн вернулся в Эфес. «В 90-е годы, - продолжает еп. Кассиан, - мы вновь встречаемся с Иоанном как с великим ефесским старцем». Здесь он, ознакомившись с Евангелиями Матфея, Марка и Луки, пишет в их восполнение четвертое – «духовное» Евангелие, и послания, в которых предстает, как апостол любви, написавший: «Возлюбленные! будем любить друг друга, потому что любовь от Бога, и всякий любящий рожден от Бога и знает Бога. Кто не любит, тот не познал Бога, потому что Бог есть любовь. Любовь Божия к нам открылась в том, что Бог послал в мир Единородного Сына Своего, чтобы мы получили жизнь через Него. В том любовь, что не мы возлюбили Бога, но Он возлюбил нас и послал Сына Своего в умилостивление за грехи наши. Возлюбленные! если так возлюбил нас Бог, то и мы должны любить друг друга. Бога никто никогда не видел. Если мы любим друг друга, то Бог в нас пребывает, и любовь Его совершенна есть в нас» (1 Ин. 4:7-12), и как богослов, фактически сформулировавший троический догмат: «Сей есть Иисус Христос, пришедший водою и кровию и Духом, не водою только, но водою и кровию, и Дух свидетельствует о Нем, потому что Дух есть истина. Ибо три свидетельствуют на небе: Отец, Слово и Святый Дух; и Сии три суть едино. И три свидетельствуют на земле: дух, вода и кровь; и сии три об одном» (1 Ин. 5:6-8). Что же касается еретика Керинфа, то епископ Евсевий Кесарийский, церковный историк 4 века, передает один эпизод, в котором мы вновь видим того самого Иоанна, ревнителя, «сына грома», который хотел низвести на самарийские селения огонь с неба: «Ссылаясь на Поликарпа, он (Ириней) рассказывает, что апостол Иоанн пришел однажды помыться в баню, но, узнав, что тут же находится и Керинф, вскочил с места и выбежал вон: не мог он оставаться под одной с ним кровлей. И спутников уговаривал поступить так же: «Бежим, как бы не обрушилась баня, там ведь находится враг истины Керинф». 
В Эфесе – хотя доныне раскопана лишь 110 часть древнего города – сохранилось достаточно много сооружений, датируемых вплоть до начала второго века, знакомых апостолу Иоанну Богослову. В первую очередь, это театр на 24000 человек, заложенный еще Лисимахом, в котором выступал с проповедью апостол Павел, затем Одеон (1 в.н.э) с Пританеоном – аналогом современного горсовета (3 в. до н.э.), фонтаны Поллиона 97 г.н.э. и императора Траяна (102-114 гг.н.э.), монумент Меммия, государственная агора, агора и храм Домициана, ворота разбогатевших и выкупившихся на волю императорских рабов Мазея и Митридата (4-3 гг. до н.э.); возможно, апостол еще застал строительство библиотеки Цельса (117 год), вмещавшей 12000 свитков и уступавшей по собранию книг только библиотекам Александрийской и Пергамской, или возведение храма императора Адриана. Сохранилось много бань разного времени, некоторые из них – бани Вария, к примеру, самые большие в Эфесе – вполне могли быть местом «инцидента» с Керинфом… А от знаменитого храма Артемиды остался лишь фундамент с одной-единственной колонной, где-то на отшибе, среди болота. Не так далеко от него, на возвышенном месте, в глубокой старости, будучи 100-120 лет от роду, упокоился Иоанн Богослов, единственный ученик Христа, оставшийся при Учителе во время Его страстей, и единственный из 12-ти апостолов, умерший своей смертью – но тем не менее, за перенесенные им за благовестие Христово труды и испытания, один из его преемников – Поликрат, епископ Эфесский, председатель Собора епископов Малой Азии в Эфесе в 196 г., в послании к Виктору, епископу Римскому, причисляет Богослова к мученикам: «Иоанн, возлежавший на груди у Господа, священник, носивший золотую дощечку (на груди, как сам иудейский первосвященник – Е.С.), мученик и учитель, покоится в Эфесе». С его кончиной связано следующее предание: почувствовав приближение смерти, он спустился в гробницу и повелел ученикам закрыть вход; когда они открыли гробницу, чтоб попрощаться с телом, их учителя там уже не было. «Каждый год, - пишет св. Димитрий Ростовский, - из гроба его прах тонкий в восьмой день месяца мая являлся, и исцеление болящим молитвами святого апостола Иоанна подавал». Епископ Кассиан (Безобразов) добавляет: «Передавали, что он лег в могилу живым и что могила поднималась от его дыхания. Другая легенда утверждала, что могила по проверке оказалась пустою. Возможно и даже вероятно, что эти предания восходят к молве, вызванной загадочным словом Иисуса и Иоанном не подтвержденной, но и не опровергнутой: «будто ученик сей не умрет» (ср. Ин. 21:20-23). Это предание нашло отражение даже в богослужении Православной Церкви. Совершая 26 сентября память преставления святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова, Церковь ублажает, в стихирах на «Господи воззвах», «Иоанна приснопамятного, от земли преселяющегося и земли не оставляющего, но живуща и ждуща страшное Владыки второе пришествие». Над могилой Иоанна в 4 веке была выстроена базилика с деревянной крышей, вместо которой император Юстиниан в 6 веке выстроил огромнейшую одиннадцатикупольную церковь в плане креста размером 110 на 40 м., руины которой стоят и доныне. Крипта с гробницей апостола находилась как раз в средокрестии. Для возведения храма были использованы колонны и капители храма Артемиды, которые также вывозились в Константинополь для постройки софийского храма. Храм же Иоанна Богослова в Эфесе рухнул от землетрясения в 14 веке, когда городом уже владели турки. Уже в 7-8 веках Эфес страдал от набегов арабов, в 716 г. его захватил халиф Сулейман. Византийцы отбили город, и в 10-11 веках он был даже переименован в Айос Феологос, т.е. Святой Богослов, в честь Иоанна. На улице, ведущей в гавань, на высоких колоннах еще в пятом веке стояли статуи четырех евангелистов, и в их числе, естественно, был Иоанн Богослов. М.В.Левченко, опираясь на хронику Феофана, сообщает интересную деталь, относящуюся к 10-11 векам: «На Эфесской ярмарке, связанной с днем Иоанна Богослова, собиралось торговых пошлин до 100 литр золотом». Можно представить, каков был товарооборот. В 1090 г. турки взяли город и назвали его Айясулук (впрочем, возможно, что это название – просто искаженное турками Айос Феологос). Вскоре Эфес был возвращен Империи – однако в 1304 г. турок Джака Бей окончательно отбил Эфес у византийцев. Еще некоторое время Айясулук процветал и даже стал столицей эмирата Айдыногуллар, но с присоединением эмирата к Османской империи город пришел в упадок, был заброшен, и рядом с ним выросло турецкое поселение с прежним названием; в 1941 г. Айясулук был переименован в Сельчук (Сельджук), и так и доныне значится на всех картах. Древний Эфес, раскопанный лишь на малую часть, конечно хранит еще немало информации и бесценных произведений античности, но когда все это будет явлено на свет Божий – неизвестно. А история его, которой мы коснулись лишь краем, в рамках всего нескольких вопросов, поистине необъятна. Если взять хотя бы только христианский период, можно многое рассказать о миссии апостола Павла, о гонениях на христиан в Римской Империи – когда Господь явил чудо воскресения на семи отроках эфесских, о заседаниях Третьего Вселенского Собора и о подвижнике позднего византийского Православия митрополите Марке Евгенике Эфесском – это темы будущих рассказов. Е.В.Старшов, эксперт богословия.