Святой апостол и Евангелист Иоанн Богослов и дева Мария в Эфесе.
Эфес – крупнейшая азиатская митрополия Римской Империи, в конце 1 века н.э. стал важнейшим христианским центром, руководимым любимым учеником Господа Иисуса Христа, единственным, не покинувшим Спасителя во время Его страстей, тем, кому Христос на кресте поручил заботу о своей Пречистой Матери и в чьем лице, по толкованию свв.Отцов, усыновил Богородице весь род человеческий – святым апостолом и Евангелистом Иоанном Богословом. После казни в Риме первоверховных апостолов Петра и Павла и разрушения Иерусалима Титом именно эфесская церковь занимает первенствующее место в молодом христианском мире. Это далеко не случайно, если учесть значимость Эфеса в античном мире. Город был основан в 14-13 вв. до н.э. на Эгейском побережье малоазийского полуострова местными племенами хеттов, но к 10 веку был колонизирован греками, и с той поры всегда являлся опорой греческой культуры, несмотря на завоевания киммерийцев (7 в.до н.э.), лидийцев (560 г.до н.э.) и персов (547 г.до н.э.) и подчинение римлянам (133 г.до н.э.). 6 век до нашей эры – век расцвета Эфеса. В это время архитекторами Херсифоном и Метагеном возводится одно из семи чудес света – храм Артемиды; в Эфесе живут и творят поэты Каллинос, Гиппонакс и один из основателей классической греческой философии, представитель ионийской школы Гераклит – бывший царь-жрец, оставивший свою должность ради философии и променявший дворец на хижину в горах. Гераклитова мысль парила в заоблачной выси и спускалась в глубины тартара; лишь немногие были способны постичь ее среди мифологических метафор и сравнений. Сам Сократ, ознакомившись с его сочинением, сказал: «То, что я понял, превосходно. Думаю, что таково и то, что я не понял...». В философском наследии Гераклита интересно отметить учение о «логосе» - возможно, первой попытке приближения античной философии к тайне другого Логоса – Сына Божия. А.Н.Чанышев пишет в «Курсе лекций по древней философии»: «Идея меры, столь характерная для античного мировоззрения, обобщена Гераклитом в понятии о логосе. Буквально логос – это слово. Но это не любое слово, а лишь разумное. Логос Гераклита – объективный закон мироздания. Это принцип порядка и меры. Это тот же огонь, но то, что для чувства выступает как огонь, для ума есть логос. Наделенный логосом огонь разумен и божествен». Замечательны слова Гераклита и о пакибытии: «Смерть – это все то, что мы видим, пробудившись».
Ионийскую школу философии, как и саму прекрасную Ионию, погубило нашествие персов; в 547 году до н.э. полководец царя Кира Гарпагос взял Эфес и прочие ионийские города; в 500 г. они взбунтовались против непомерной дани, и это событие известно, как «ионийская революция». Милетский тиран Аристагор повел свой отряд на Эфес, а оттуда объединенное ионийское войско пошло на Сарды – одну из трех столиц персидского царства, находившуюся близ Эфеса, и разрушило их. Шесть лет повстанцы доблестно сопротивлялись персидской карательной лавине, но с поражением флота все было кончено, Милет был разрушен, Эфесу повезло больше – но когда в 479 г. греки разбили персов при Платеях и Микале, ионийцы вновь восстали – в целом безрезультатно, хотя ряд островов обрел свободу, а Эфес получил относительно широкое самоуправление. Впоследствии город еще не раз принимал участие в греко-персидских и междоусобной афинско-спартанской Пелопонесской войнах то на одной, то на другой стороне, то выгодно и искусно балансируя между ними.
Свободу эфесянам от персов принес Александр Македонский. Что интересно, именно в ночь его рождения тщеславный безумец Герострат сжег эфесский храм Артемиды, чтобы таким образом прославиться. По древнегреческой вере, Артемида хоть и была девственницей, но помогала роженицам, и в истории остался замечательно-хитроумный ответ эфессцев на коварный вопрос, почему Артемида не сохранила свой храм от пожара. «Ее в ту ночь не было, - отвечали лукавые эфесяне, - она была занята – помогала разродиться Олимпиаде, жене македонского царя Филиппа». Кстати, когда Македонский предложил оплатить все работы по восстановлению храма Артемиды, гордые эфессцы отказались, политично сказав: «Боги богам храмы не строят». Тогда Александр повелел ту сумму, которую эфесяне платили персам в виде дани, перечислять отныне в пользу храма Артемиды. Архитектор Хирократ отлично справился с задачей восстановления храма.
После смерти Александра город не раз переходил из рук в руки в период «войн диадохов», т.е. наследников империи Александра. В 287 г.до н.э. им овладел Лисимах, в 281 – победивший его Селевк. В 262 г. при Эфесе сирийцы отбили вторжение галлов. При Антиохе Теосе (261-247 гг.до н.э.), который умер и был погребен близ Эфеса, Селевкиды утратили Эфес, завоеванный Египтом, но в 196 г. отвоевали его, правда, ненадолго: по Апамейскому миру 188 года город отошел к Пергамскому царству, в 133 г. аннексированному Римом. Присоединение к Риму спокойствия не принесло – в 80 г.до н.э. воевавший с римлянами царь Митридат взял город и вырезал всех римлян поголовно; митридатовы войска выбил из Эфеса Сулла (его внук Гай Меммий поставил в городе памятник деду и отцу, сохранившийся до наших дней). В 1 веке до н.э. Эфес посещали Цицерон, Антоний и Клеопатра. Император Август назначил Эфес столицей провинции Азия (к этому времени отстроенный римлянами Эфес уже входил в пятерку крупнейших городов Империи). Сюда-то между 37 и 44 гг. н.э. и пришли Иоанн Богослов и дева Мария – то есть раньше апостола Павла, прибывшего в Эфес с проповедью в 53 году. Следовательно, именно Иоанн Богослов посеял первые семена христианства в Эфесе, но к приходу Павла его в Эфесе уже не было – иначе Лука непременно отметил бы это в «Деяниях». Рассмотрим подробно, что нам известно о первом посещении Эфеса Иоанном Богословом и постараемся разрешить вопрос о пребывании в этом городе девы Марии.
Св.Димитрий Ростовский однозначно утверждает, что дева Мария пришла в Эфес с Иоанном Богословом, во-первых, по причине гонения от иудеев и царя Ирода, обезглавившего брата Иоанна Иакова (ок 44 г.н.э.), а во-вторых, потому что Эфес достался Иоанну по жребию, и далее, ссылаясь на авторитетнейшие источники – документы Эфесского Вселенского Собора, пишет: «Известие об отшествии пречистой Богоматери с Иоанном в Эфес происходит из послания Третьего Вселенского Собора в Эфесе (431 год) клиру Константинопольскому, в котором есть такие слова: «Несторий, злочестивой ереси изобретатель, в Эфес-град, в котором Иоанн Богослов и святая Дева Богородица Мария когда-то пребывали, от святых отцов и епископов собора на суд званный, сам себя отлучая, смущенный злою совестью, не дерзнул к ним придти, чего ради по троекратном вызове праведным святого собора и Божественных отцов судом осужден и от всякой священнической чести низложен». Из этих слов в данном послании, говорящих о том, что Иоанн Богослов и святая Дева Богородица пребывали некогда в Эфесе-граде, видно, что с Богословом Богоматерь ушла из Иерусалима, и некое недолгое время пребыла в Эфесе». Итак, Богоматерь действительно одно время жила в Эфесе, вместе с Иоанном Богословом, но затем вернулась с ним же и в Иерусалим, и до Успения своего жила в иоанновом доме. Роберто Джаньоли пишет: «Факт, что Дева Мария проживала в Эфесе, подтверждался также другими элементами: наличием церкви, посвященной Деве (построенной в период, когда канонический закон разрешал посвящать церковь какому-либо святому только в том случае, если тот жил или умер на данном месте) (имеется в виду строительство в Эфесе самого первого богородичного храма в 4 веке на месте мусейона; в этом храме и заседал Вселенский собор – Е.С.) и обстоятельством, что Экуменический совет (т.е. Вселенский собор – Е.С), утвердивший догму о божественном материнстве Марии, состоялся именно в Эфесе». Таким образом, домик девы Марии в Эфесе, древнейшая часть которого датируется первым веком – отнюдь не выдумка турок; в 1961 г. католическая церковь признала его подлинность. Другой момент – это то, что утверждается, что дева Мария здесь и умерла. Традиция эта не новая, и существует не только в западном католическом мире, но и в восточном Православии, так что вопрос, на самом деле, до конца не решен. Епископ Кассиан (Безобразов) пишет: «С начала 50-х годов жизнь ап. Иоанна окутана мраком. Пробел в наших сведениях об ап. Иоанне продолжается до 90-х годов. Он не пополняется даже сказаниями о том попечении, которое ап. Иоанн, несомненно, имел о Пресвятой Богородице, будучи усыновлен Ей Господом на Голгофе… Дело в том, что, по одному преданию, Успение Пресвятой Богородицы, пребывавшей на попечении ап. Иоанна, имело место в Гефсимании, т.е. в Иерусалиме, а по другому преданию – в Ефесе. Несовпадение двух линий предания оправдывает наше утверждение, что до 90-х гг. жизнь апостола Иоанна теряется во мраке…Впрочем, когда Лука писал свою историю
- после 70 года и до 90-х гг, - ему уже было известно то влиятельное положение, которое занимал Иоанн, - вероятно, в Ефесе».
Тем не менее, св.Предание сообщает, что по успении Богоматери (в Иерусалиме) Иоанн вместе с учеником своим Прохором возвращается в Эфес, где обличил заблуждения язычников прямо в храме Артемиды – за что чуть не был побит камнями - и, согласно житию, сотворил много чудес. К нему, как сообщает св. Димитрий Ростовский, пришла Мария Магдалина, «… и там апостольски с апостолом спасению человеческому послужив, блаженным успением ко Господу преставилась, и положена была у входа в пещеру, в которой позже семь отроков уснули» (эта пещера и некрополь при ней находятся по другую сторону того холма, в который встроен эфесский театр). В 80 году Иоанн Богослов вместе с апостолами Филиппом и Варфоломеем посещает с проповедью знаменитый город Иераполис, в котором по отшествии Иоанна его спутники были распяты (Варфоломей затем был снят с креста живым). В 81 г. на римский престол вступает император Домициан, который первым из римских властителей объявил себя богом при жизни, и за то, что христиане не могли почитать его богом, воздвиг на них гонения. Иоанн был вызван на допрос в Рим, после чего сослан на остров Патмос. Именно там – по свидетельству Иринея Лионского, к концу правления Домициана (правил до 96 г.)) он пишет «Апокалипсис» - откровение Божие. Эта новозаветная книга начинается с обращения Господа к семи малоазийским церквям – и первая среди них – эфесская. Упоминаемые ангелы церквей – это не небесные существа, а вполне земные главы церковных общин.
«Ангелу Ефесской церкви напиши: так говорит Держащий семь звезд в деснице Своей, Ходящий посреди семи золотых светильников: знаю дела твои, и труд твой, и терпение твое, и то, что ты не можешь сносить развратных, и испытал тех, которые называют себя апостолами, а они не таковы, и нашел, что они лжецы; ты много переносил и имеешь терпение, и для имени Моего трудился и не изнемогал. Но имею против тебя то, что ты оставил первую любовь твою. Итак вспомни, откуда ты ниспал, и покайся, и твори прежние дела; а если не так, скоро приду к тебе, и сдвину светильник твой с места его, если не покаешься. Впрочем то в тебе хорошо, что ты ненавидишь дела Николаитов, которые и Я ненавижу. Имеющий ухо да слышит, что Дух говорит церквам: побеждающему дам вкушать от древа жизни, которое посреди рая Божия» (Апк. 2: 1-7). Николаиты – презревшие свои тела даже до всеобщего разврата - упоминаются здесь не зря – Эфес страдал и от ереси гностиков, и от ереси Керинфа, разделявшего «человека Иисуса и Бога Христа» и о котором мы вспомним чуть ниже. Епископ Кассиан пишет: «Жизнь, бившая ключом в Ефесе, вела к скрещиванию разнообразных влияний (известно, что в Эфесе были иудейская синагога и храмы египетских божеств Сераписа и Исиды – Е.С.). Ереси были неизбежным следствием центрального положения Ефеса в жизни общекультурной и в жизни церковной. Есть и особая опасность высоты. Чем больше духовный успех человека, тем большим опасностям тонкого обольщения он подвергается. Этих опасностей не избежали и ефесские христиане». Освободившись с воцарением Нервы, Иоанн вернулся в Эфес. «В 90-е годы, - продолжает еп. Кассиан, - мы вновь встречаемся с Иоанном как с великим ефесским старцем». Здесь он, ознакомившись с Евангелиями Матфея, Марка и Луки, пишет в их восполнение четвертое – «духовное» Евангелие, и послания, в которых предстает, как апостол любви, написавший: «Возлюбленные! будем любить друг друга, потому что любовь от Бога, и всякий любящий рожден от Бога и знает Бога. Кто не любит, тот не познал Бога, потому что Бог есть любовь. Любовь Божия к нам открылась в том, что Бог послал в мир Единородного Сына Своего, чтобы мы получили жизнь через Него. В том любовь, что не мы возлюбили Бога, но Он возлюбил нас и послал Сына Своего в умилостивление за грехи наши. Возлюбленные! если так возлюбил нас Бог, то и мы должны любить друг друга. Бога никто никогда не видел. Если мы любим друг друга, то Бог в нас пребывает, и любовь Его совершенна есть в нас» (1 Ин. 4:7-12), и как богослов, фактически сформулировавший троический догмат: «Сей есть Иисус Христос, пришедший водою и кровию и Духом, не водою только, но водою и кровию, и Дух свидетельствует о Нем, потому что Дух есть истина. Ибо три свидетельствуют на небе: Отец, Слово и Святый Дух; и Сии три суть едино. И три свидетельствуют на земле: дух, вода и кровь; и сии три об одном» (1 Ин. 5:6-8). Что же касается еретика Керинфа, то епископ Евсевий Кесарийский, церковный историк 4 века, передает один
эпизод, в котором мы вновь видим того самого Иоанна, ревнителя, «сына грома», который хотел низвести на самарийские селения огонь с неба: «Ссылаясь на Поликарпа, он (Ириней) рассказывает, что апостол Иоанн пришел однажды помыться в баню, но, узнав, что тут же находится и Керинф, вскочил с места и выбежал вон: не мог он оставаться под одной с ним кровлей. И спутников уговаривал поступить так же: «Бежим, как бы не обрушилась баня, там ведь находится враг истины Керинф».
В Эфесе – хотя доныне раскопана лишь 110 часть древнего города – сохранилось достаточно много сооружений, датируемых вплоть до начала второго века, знакомых апостолу Иоанну Богослову. В первую очередь, это театр на 24000 человек, заложенный еще Лисимахом, в котором выступал с проповедью апостол Павел, затем Одеон (1 в.н.э) с Пританеоном – аналогом современного горсовета (3 в. до н.э.), фонтаны Поллиона 97 г.н.э. и императора Траяна (102-114 гг.н.э.), монумент Меммия, государственная агора, агора и храм Домициана, ворота разбогатевших и выкупившихся на волю императорских рабов Мазея и Митридата (4-3 гг. до н.э.); возможно, апостол еще застал строительство библиотеки Цельса (117 год), вмещавшей 12000 свитков и уступавшей по собранию книг только библиотекам Александрийской и Пергамской, или возведение храма императора Адриана. Сохранилось много бань разного времени, некоторые из них – бани Вария, к примеру, самые большие в Эфесе – вполне могли быть местом «инцидента» с Керинфом… А от знаменитого храма Артемиды остался лишь фундамент с одной-единственной колонной, где-то на отшибе, среди болота. Не так далеко от него, на возвышенном месте, в глубокой старости, будучи 100-120 лет от роду, упокоился Иоанн Богослов, единственный ученик Христа, оставшийся при Учителе во время Его страстей, и единственный из 12-ти апостолов, умерший своей смертью – но тем не менее, за перенесенные им за благовестие Христово труды и испытания, один из его преемников – Поликрат, епископ Эфесский, председатель Собора епископов Малой Азии в Эфесе в 196 г., в послании к Виктору, епископу Римскому, причисляет Богослова к мученикам: «Иоанн, возлежавший на груди у Господа, священник, носивший золотую дощечку (на груди, как сам иудейский первосвященник – Е.С.), мученик и учитель, покоится в Эфесе». С его кончиной связано следующее предание: почувствовав приближение смерти, он спустился в гробницу и повелел ученикам закрыть вход; когда они открыли гробницу, чтоб попрощаться с телом, их учителя там уже не было. «Каждый год, - пишет св. Димитрий Ростовский, - из гроба его прах тонкий в восьмой день месяца мая являлся, и исцеление болящим молитвами святого апостола Иоанна подавал». Епископ Кассиан (Безобразов) добавляет: «Передавали, что он лег в могилу живым и что могила поднималась от его дыхания. Другая легенда утверждала, что могила по проверке оказалась пустою. Возможно и даже вероятно, что эти предания восходят к молве, вызванной загадочным словом Иисуса и Иоанном не подтвержденной, но и не опровергнутой: «будто ученик сей не умрет» (ср. Ин. 21:20-23). Это предание нашло отражение даже в богослужении Православной Церкви. Совершая 26 сентября память преставления святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова, Церковь ублажает, в стихирах на «Господи воззвах», «Иоанна приснопамятного, от земли преселяющегося и земли не оставляющего, но живуща и ждуща страшное Владыки второе пришествие». Над могилой Иоанна в 4 веке была выстроена базилика с деревянной крышей,
вместо которой император Юстиниан в 6 веке выстроил огромнейшую одиннадцатикупольную церковь в плане креста размером 110 на 40 м., руины которой стоят и доныне. Крипта с гробницей апостола находилась как раз в средокрестии. Для возведения храма были использованы колонны и капители храма Артемиды, которые также вывозились в Константинополь для постройки софийского храма. Храм же Иоанна Богослова в Эфесе рухнул от землетрясения в 14 веке, когда городом уже владели турки. Уже в 7-8 веках Эфес страдал от набегов арабов, в 716 г. его захватил халиф Сулейман. Византийцы отбили город, и в 10-11 веках он был даже переименован в Айос Феологос, т.е. Святой Богослов, в честь Иоанна. На улице, ведущей в гавань, на высоких колоннах еще в пятом веке стояли статуи четырех евангелистов, и в их числе, естественно, был Иоанн Богослов. М.В.Левченко, опираясь на хронику Феофана, сообщает интересную деталь, относящуюся к 10-11 векам: «На Эфесской ярмарке, связанной с днем Иоанна Богослова, собиралось торговых пошлин до 100 литр золотом». Можно представить, каков был товарооборот. В 1090 г. турки взяли город и назвали его Айясулук (впрочем, возможно, что это название – просто искаженное турками Айос Феологос). Вскоре Эфес был возвращен Империи – однако в 1304 г. турок Джака Бей окончательно отбил Эфес у византийцев. Еще некоторое время Айясулук процветал и даже стал столицей эмирата Айдыногуллар, но с присоединением эмирата к Османской империи город пришел в упадок, был заброшен, и рядом с ним выросло турецкое поселение с прежним названием; в 1941 г. Айясулук был переименован в Сельчук (Сельджук), и так и доныне значится на всех картах. Древний Эфес, раскопанный лишь на малую часть, конечно хранит еще немало информации и бесценных произведений античности, но когда все это будет явлено на свет Божий – неизвестно. А история его, которой мы коснулись лишь краем, в рамках всего нескольких вопросов, поистине необъятна. Если взять хотя бы только христианский период, можно многое рассказать о миссии апостола Павла, о гонениях на христиан в Римской Империи – когда Господь явил чудо воскресения на семи отроках эфесских, о заседаниях Третьего Вселенского Собора и о подвижнике позднего византийского Православия митрополите Марке Евгенике Эфесском – это темы будущих рассказов. Е.В.Старшов, эксперт богословия.