В последние дни Страстной седмицы особенно ощущается всегда присутствующее в православной вере соединение печали и радости, Креста и Воскресения, «прииде бо Крестом радость всему миру».
Четверг - день Тайной Вечери, день установления Евхаристии. Иисус с учениками в Сионской горнице. Он говорит: “Один из вас предаст Меня”. Все смущены и испуганы. Спрашивают: “Не я ли?” Спрашивает и Иуда. Христос говорит ему: “Ты сам сказал”. Иуда ускользает в ночную мглу. Христос преломляет хлеб: “Приимите, ядите, сие есть тело Мое еже за вас ломимое во оставление грехов”, благословляет чашу: “Пиите от нея вси, сие есть кровь Моя Нового завета еже за вас изливаемая во оставление грехов”. Эти слова мы слышим каждый раз, как служится литургия. В Великий Четверг вечером совершается богослужение, которое называется Воспоминание Святых Спасительных Страстей Господа нашего Иисуса Христа. Все стоят с зажженными свечами, слушают 12 чтений из Евангелий, охватывающих события от Тайной Вечери до погребения Спасителя. После окончания богослужения стараются донести до дома горящие свечи, чтобы обновить огонь в лампадах.
В Великую Пятницу литургию не служат. Христос Сам принес Себя в жертву. Перед лицом мучительной смерти Христос молится о мучителях: “Отче, прости им, не ведают, что творят”. Но мы знаем, что Он изъязвлен за беззакония наши и мучим за грехи наши. В 16.30 начинается вечерня, на середину храма выносится Плащаница. На ней изображен Христос во гробе. Позже вечером совершается утреня, в конце которой мы обносим Плащаницу вокруг храма, символизируя погребение Христа. Строгий пост.
Великая Суббота - Христос во гробе. Спускается ночь, дремлет стража у опечатанного гроба. Вдруг удар сотрясает холм. Отвален камень от дверей гроба. Ослепительный блеск. Гроб пуст. На литургии вместо Херувимской поем: “Да молчит всякая плоть человеча. И да стоит со страхом и трепетом. И ничтоже земное в себе не помышляет. Царь бо царствующих и Господь Господствующих приходит заклатися и датися в снедь верным”. В Великую субботу после литургии освящаются куличи, пасхи и яйца, которыми, однако, мы разговеемся только после Пасхального богослужения.
Спускаются сумерки.
Храмы и дворы церквей полны народом. В эту ночь сюда тянет даже тех, кто ещё веры не знает. Многие заражаются каким-то особым торжественным настроением, словно ждут чего-то. В храме еще полутемно. Совсем недавно черные пелены напоминали о скорбных днях Страстной недели. С 22 часов в храме начинают читать Деяния Апостолов. Чтецы –добровольцы, те кто умеет достаточно хорошо читать по-церковнославянски. Еще остается на середине храма Плащаница. Только после полунощницы ее уносят в алтарь. Наступает тишина. Но вот в полночь из-за закрытых царских врат доносится пение: «Воскресение Твое, Христе Спасе...». Пение нарастает, крепнет, открываются врата, колышатся хоругви, и крестный ход идет через храм, обходит вокруг церкви и останавливается в дверях. Гремит пасхальный тропарь: «Христос воскресе из мертвых, Смертию смерть поправ И сущим во гробах Живот даровав! Гремит пасхальное приветствие: «— Христос воскресе! — Воистину воскресе!». Незабываемые мгновения. Храм украшен, причт в светлых ризах, все залито светом. «Миром господу помолимся...» — начинается Великая ектения. А за ней, подобные перезвону праздничных колоколов, звучат песнопения пасхального канона: «Воскресения день...». Один за другим выходят священники из алтаря возвещать радость Воскресения народу, стихи канона несутся, как быстрые волны, они ритмичны, полны огня, ликования, всепобеждающей силы Жизни. После каждой песни канона — малая ектения, а в заключение поются стихиры Пасхи: «Да воскреснет Бог...» Это победный гимн: когда его подхватывает вся церковь, на мгновение кажется, что : здесь, сегодня, за этой толпой, за этим переполненным храмом просвечивает грядущее Царство Божие, грядущая полнота Присутствия Божия. Звучат стихиры Пасхи: «Воскресения день, И просветимся торжеством, и друг друга обымем, рцем братие, и ненавидящим нас простим вся воскресением, и тако возопиим: Христос воскресе из мертвых смертию смерть поправ, и сущим во гробах живот даровав».
В конце пасхальной заутрени читают «Слово св. Иоанна Златоуста». Оно призывает на брачный пир Агнца - «постившихся и не постившихся», всех обнимает любовь Христова. Стонут адские силы, ибо повержены. смерть, где твое жало? Ад, где твоя победа?» Часы на Пасху не читаются, а поются. Литургия начинается пасхальными запевами. Евангелие от Иоанна («В начале было Слово») в этот день обычно звучит на разных языках в знак вселенского торжества веры.
В Послепасхальные дни богослужение пасхальной (Светлой) седмицы происходит так же, как и в первый день праздника. Царские врата не закрывают вплоть до вечера субботы. Только крестный ход, который бывает ежедневно, переносится
на конец Литургии. В субботу Светлой седмицы верующим раздается освященный хлеб, артос (в память о праздничных трапезах).
Богослужения в Иоанно-Богословском храме и других храмах нашего прихода:
12-е, Великий Четверг, воспоминание Тайной Вечери. 7.00, литургия св. Василия Великого, 17.00, воспоминание Святых Спасительных Страстей Господа Иисуса Христа;
13-е, Великий Пяток, 7.00, часы; 16.30, вечерня, на середину храма выносится Плащаница; 17.00, утреня, в конце которой совершается крестный ход с Плащаницей;
14-е, Великая Суббота, 7.00, литургия св. Василия Великого, освящение куличей до 18.00; 23.30, Полунощница;
15 апреля Светлое Христово Воскресенье, Пасха;
0.00 Крестный ход, утреня;
1.30, литургия;
10.00 - пасхальное богослужение в храме Всех Святых на городском кладбище;
10.00 - вторая литургия в Иоанно-Богословском храме
11. 30 - пасхальное богослужения в Троицком храме пос. Мисцево.
13.00 - пасхальный утренник в Культурно-просветительном центре им. Св. прав. Иоанна Кронштадтского.
17.00 - вечернее богослужение;
16 -е, понедельник Светлой седмицы; 7.00, литургия, во всю неделю после литургии совершается крестный ход; 17. 00 вечернее богослужение.
17-е, вторник Светлой седмицы, 7.00, литургия; 17. 00 вечернее богослужение.
18-е , среда Светлой седмицы,7. 00 литургия, 17. 00 вечернее богослужение.